В городе их стали замечать с 5 августа. Небольшие группки разношерстной шумной молодежи то здесь, то там, как цветы среди увядшей от зноя травы, прерывали летнюю дремоту наших улиц. «Кто такие? Почему не по-нашему говорят?», — удивлялись прохожие. Некоторые руководители учреждений (например, почта) испугались, что чужие фотографируют их здания, а кто‑то из таксистов, увидев эту разноцветную веселую кампанию, да еще с шариками и ленточками, выдвинул свою версию: «Уж ни гей ли парад у нас проводится?».
Но все на самом деле оказалось гораздо проще — это участники летнего молодежного волонтерского лагеря. Студенты и просто молодые люди, интересующиеся историей, приехали сюда из Германии, Австрии, Венгрии и России, есть группа и от Украины (всего 20 человек), для того, чтобы собрать воспоминания еще оставшихся в живых узников концлагерей, остарбайтеров. Они были поражены тем, что в нашем небольшом городке их осталось более ста. Поэтому и назвали программу лагеря «История последнего узника».
Штефан из Вены на вопрос «Почему он бросил свои дела в культурной столице Европы Вене и приехал в наш Богом забытый город?», — ответил, что он, как и его коллеги-волонтеры, считает, что только изучая историю жизни одного человека, одной семьи, можно по-настоящему понять историю страны и народа.
Грузина Анна Ивановна (третья справа), житель села Катериновка. Ее мама работала в частном хозяйстве и родила дочь в Банне, Германия.
Разбившись на группы (в них должен обязательно быть русскоязычный участник) волонтеры посещают наших земляков, прошедших тяжелые испытания во время Второй мировой войны. И первым ребята посетили нашего старейшину — 97‑летнего Героя Социалистического труда Федора Трофимовича Федоренко, который всю войну от Артемовска до Берлина проехал на одном и том же ЗИСе. Это странно для водителя, но он в жизни практически не курил и редко употреблял спиртное.
Веселова Евдокия Михайловна, житель Сантуриновки, жила в большой семье в Берлине, нянчила детей, работала по дому (опрашивают Малена — Австрия (слева), Мария — Россия).
Не менее потрясающей была история пятилетнего остарбайтера Николая Закаблучного, соседа Ф. Федоренко по Берестовому поселку.
Эти встречи состоялись благодаря помощи константиновского поэта и краеведа Н. Стукана. А перед этим Николай Павлович провел для волонтеров экскурсию по святому для константиновцев месту — Сергеевской балке. Он рассказал о технологии уничтожения нацистами здесь около 20 тысяч детей, женщин, стариков и наших солдат, о нелегкой истории создания скромного памятника павшим, о том, что стыдно признавать нелепое соседство этого места с городской свалкой бытовых отходов, костным заводом и очистными канализационными сооружениями. Волонтеры выразили благодарность Николаю Павловичу за его энтузиазм и гражданскую позицию, ведь этот человек, по сути, всю жизнь посвятил поиску и увековечиванию памяти погибших в Сергеевской балке.
Кроме этого, в первые дни пребывания в Константиновке волонтеры приняли участие в трогательной встрече с сыном, дочерью и внуком константиновского остарбайтера Нонны Лисовской-Баннистер, которая состоялась в городской библиотеке. Прибывшие к нам из далекого Мемфиса потомки Нонны рассказали, как им важно было посетить родные для нее места, встретиться с двоюродными сестрами их матери и бабушки. Многочисленные участники встречи выслушали воспоминания Людмилы Перфиловой, одной из кузин Нонны, Татьяны Зайчиковой и Любови Герасимовой, которые хорошо помнят мать Нонны — Анну Яковлевну, безвозмездных переводчиков книги «Секретные дневники холокоста» Е. Дудник, Н. Жукову. Но самым впечатляющим были слова самой Нонны, которые присутствующие услышали в аудиозаписи. Гости из Америки получили подарки от Литературного объединения, Общества им. О. Тихого, ЭКЦ «Бахмат».
Волонтеры пробудут еще неделю в нашем городе. Они не жалуются на жару и некоторые неудобства, но очень просят помощи у горожан по сбору информации про узников и остарбайтеров (мы уже писали, что будет подготовлен макет книги, стенд в музее и сайт в Интернете).
Кстати, в ходе встреч с теми, кого удалось найти, выяснилось, что многие из них не знают о всевозможных программах в Европе помощи тем, кто был там на принудительных работах во время Второй мировой. Например, многие администрации немецких земель, а также фирмы и предприятия, продолжающие работать с тех времен, приглашают остарбайтеров в гости вместе с сопровождающими, чтобы они на месте рассказали, чем занимались. Европа, как и наши гости-волонтеры, пытается воссоздать реальную картину того, что происходило в те тяжелые годы.
P.S. Лучшие из очерков будут опубликованы на страницах «Провинции», а первый - «Казацкий корень Закаблучных», читайте в этом номере.
В. Березин.
Comments
Березину все геи !
На фотографии нормальные ребята , с шариками надутыми по совету того же Березина , даже мысли нет про геев . Просто молодые люди празднуют какой то праздник . Интересно Березин предупредил их и их родителей про их отправку в экологически опасный район Украины ? или завезли их , как лохов для пиара и отмывки денег грантов ???!!!
А у вас все паранойя
Ответ на Березину все геи ! от kuukka
Какая отмывка денег? Да, грант, и что дальше? Ведь государство за все послевоенные годы не удосужилось записать воспоминания этих людей. Для какого пиара, каких лохов? Выбирайте выражения и думайте о чем пишете. Вас там и рядом не стояло, видимо...
Такие лагеря проводятся по всей Европе, по всему миру. А вы, дикари, хоть первый раз на иностранцев посмотрели. И если бы не такие люди как Березин, в этой жизни мало что происходило бы интересного, творческого, нужного, яркого и нестандартного, особенно в таких городах, как ваш. Участница лагеря.
Они знают
То, что наш город характерен, кроме того, что большим количеством еще живущих узников концлагерей и остарбайтеров, еще и высоким экологически загрязнением, волонтеры знают.
Они поражены, как много испытаний во время 2-й мировой, а потом и после, и сейчас, лягло на плечи этих людей.