Поднята она была еще в январе этого года, когда восемь сотен пенсионеров ринулись на штурм ПФ в надежде отсудить у государства недоплаченные льготы
В городском Пенсионном фонде получили около 280 копий документов о начале судебного производства по делам «детей войны». Суды только начали рассмотрение исковых заявлений. Всего в городе людей, подпадающих под эту категорию, 10 тысяч, к счастью, не все они подали иски на компенсацию недоплаченных 30 % от минимальной пенсии. В ПФ с ужасом гадают, сколько еще горожан решится потягаться за мифические льготы.
— Пенсионный фонд Украины обратился в Конституционный суд за разъяснениями. Там ответили, что в законодательстве существует пробел в расчете минимального размера пенсии по возрасту, — объяснила Галина Кожокарь. — Заполнить пробел должен законодатель. Суд разъяснил, что нельзя применять минимальный размер пенсии по возрасту на уровне минимального прожиточного минимума, предусмотренного законом для «детей войны». Но такое решение он принял только в мае, а вопрос стоял с прошлого года. Сейчас судам решать, принимать ли это разъяснение. В наш суд мы направили копию разъяснения, чтобы приняли во внимание при рассмотрении. На сегодня официально минимальный размер пенсии по возрасту на уровне минимального прожиточного минимума есть только по одному Закону — «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и ни на какие другие выплаты не распространяется. Это «вверху» должны были решить, что брать за основу, от какого минимального размера «танцевать». А суды стали применять минимальный размер пенсии по возрасту на уровне прожиточного минимума и для «детей войны». Для них должны быть свои расчеты, которых нет в законе. Но ведь в бюджете еще и денег нет, выплаты эти не заложены, а крайним остается Пенсионный, хотя нигде не сказано, что они должны выплачивается за наш счет. Пока мы делаем заявки, денег хватает, и сроков нарушений выплаты пенсий нет. Но что будет завтра, когда посыпятся сотни исков, если нам никто не возмещает эти дополнительные выплаты? Кстати, мы уже производили выплаты по искам «детей войны», правда, только двум горожанам, и то иски был удовлетворены не полностью за два года (т. е. С 2006 г, когда вступил в силу закон о «детях войны»), а частично, за промежуток в 6‑7 месяцев. С момента, когда были признаны неконституционными некоторые статьи бюджетного закона до принятия нового. И речь идет не об обещанных популистами двух тысячах, а о 500‑600 гривнах.
В. Гейзер.
В городском Пенсионном фонде получили около 280 копий документов о начале судебного производства по делам «детей войны». Суды только начали рассмотрение исковых заявлений. Всего в городе людей, подпадающих под эту категорию, 10 тысяч, к счастью, не все они подали иски на компенсацию недоплаченных 30 % от минимальной пенсии. В ПФ с ужасом гадают, сколько еще горожан решится потягаться за мифические льготы.
— Пенсионный фонд Украины обратился в Конституционный суд за разъяснениями. Там ответили, что в законодательстве существует пробел в расчете минимального размера пенсии по возрасту, — объяснила Галина Кожокарь. — Заполнить пробел должен законодатель. Суд разъяснил, что нельзя применять минимальный размер пенсии по возрасту на уровне минимального прожиточного минимума, предусмотренного законом для «детей войны». Но такое решение он принял только в мае, а вопрос стоял с прошлого года. Сейчас судам решать, принимать ли это разъяснение. В наш суд мы направили копию разъяснения, чтобы приняли во внимание при рассмотрении. На сегодня официально минимальный размер пенсии по возрасту на уровне минимального прожиточного минимума есть только по одному Закону — «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и ни на какие другие выплаты не распространяется. Это «вверху» должны были решить, что брать за основу, от какого минимального размера «танцевать». А суды стали применять минимальный размер пенсии по возрасту на уровне прожиточного минимума и для «детей войны». Для них должны быть свои расчеты, которых нет в законе. Но ведь в бюджете еще и денег нет, выплаты эти не заложены, а крайним остается Пенсионный, хотя нигде не сказано, что они должны выплачивается за наш счет. Пока мы делаем заявки, денег хватает, и сроков нарушений выплаты пенсий нет. Но что будет завтра, когда посыпятся сотни исков, если нам никто не возмещает эти дополнительные выплаты? Кстати, мы уже производили выплаты по искам «детей войны», правда, только двум горожанам, и то иски был удовлетворены не полностью за два года (т. е. С 2006 г, когда вступил в силу закон о «детях войны»), а частично, за промежуток в 6‑7 месяцев. С момента, когда были признаны неконституционными некоторые статьи бюджетного закона до принятия нового. И речь идет не об обещанных популистами двух тысячах, а о 500‑600 гривнах.
В. Гейзер.
Комментарий психолога
Почему в Украине не работают социальные законы?
Скорее всего, причин тут несколько. Первая — их принимали не для того, чтобы выполнять (не потому создавалось движение «детей войны», что породившая его соцпартия болеет за народ. Задача была прозаичней — за счет бюджетных средств «купить» избирателя).
Вторая — законы старятся, как и люди, потому что жизнь меняется. Одряхлевший закон превращается в клише, и если оно не соответствует жизни, то жизнь не виновата. Ситуация со всякого рода льготами, в частности, транспортными, — пример тому. Давно ушло время, когда транспорт был государственным, с которым это можно было как‑то «порешать», сейчас он почти сплошь частный, который имеет полное право не возить никого бесплатно, а люди все думают, что клише выше жизни.
Третья причина — самому государству «в напряг» исполнять эти законы или сложно найти ресурсы.
В первом случае законы будут хронически не выполняться, а политики предпочтут этого не замечать. Вторую причину еще можно переломить — политики могут договориться и изменить, хоть и с натугой, устаревший закон-клише. В третьем случае они просто будут грызться как собаки за одну кость, перекладывая ответственность друг на друга.
Ни один из созданных людьми законов «автоматом», как закон земного тяготения, не работает, регулировать их приходится в ручном режиме. Корректировка законов и нахождение консенсуса — это искусство, которым наши политики не владеют.
В свою очередь, и сами люди не обладают ни здравым смыслом, ни пониманием жизненных процессов и молятся на закон, как на икону. Верят, что написанное в дряхлом законе им принадлежит, проявляя наивность и осложняя себе жизнь неисполнимыми притязаниями.
Что делать, когда с нами заигрывают «наперсточники»? Не поддаваться на «заманухи». Разумнее отойти в строну и не пытаться в условиях перманентных выборов раскачивать лодку (это в условиях стабильности иски к власти, не выполняющей свои обязательства, служат укреплению этой стабильности). Иначе дополнительные возмущения вернутся к нам еще более некачественными законами, еще более хитрыми уловками политиков, которые всегда хотят, чтобы им не мешали. Никто ведь не станет пить воду из взбаламученного источника, а даст воде отстояться, — не так ли?
Социальные законы в независимой Украине никогда не выполнялись, но до сих пор у людей не было привычки судиться с властью, они были приучены к покорности и терпению. Теперь судись, если хочешь, это никого не удивляет, — это право людям дала свобода. Зато и время теперь другое. Это значит, что никто ни с кем больше заигрывать не будет. Готовы ли к такому повороту событий люди, засыпавшие исками инстанции, верящие в свои бумажные, ничем не подкрепленные льготы, в бумажные правила игры? К тому, что общий «корабль» с их помощью будет дрейфовать именно к этим отношениям? И неизвестно, принесут ли они больше пользы или вреда.
Анюта, студентка ДонНУ.