О.Белоусов о новых реалиях Горгаза

За последнюю неделю наша газета дважды столкнулась с Константиновским Горгазом: во‑первых, в редакцию был прислан договор, согласно которому деньги за газ теперь надо перечислять какой‑то непонятной «Европейской газовой компании», а во‑вторых, — по электронной почте нам прислали фотографии секретных документов Горгаза для внутреннего пользования. Мы обратились к начальнику Константиновского управления по газоснабжению и газификации О. Белоусову за разъяснениями.
 
 

Небоящиеся быть пойманными, работники Горгаза смело вывесили подписные листы о неразглашении коммерческих и корпоративных тайн в интернете. (http://narod.ru/disk/17846171000/1.gif.html,
http://narod.ru/disk/17846184000/2.gif.html,
http://narod.ru/disk/17846207000/3.gif.html)

— Олег Юрьевич, чем вызвана смена поставщика газа таким потребителям, как наша газета? Кого это касается? Почему предприятия должны перечислять деньги неизвестному «Еврогазу», а потом что, — ищи ветра в поле?

— Это касается всех предприятий, кому мы поставляем газ (таких в городе около 60 % от общего числа промышленных потребителей газа). Всему причиной — выход постановления НКРЕ № 11 от 13.01.2010 года «Об утверждении лицензионных условий…» Т. е. проще, существовали такие правила: Донецкоблгаз (Горгаз их структура — ред.) имел лицензию на поставку газа по регулируемому (предприятиям) и нерегулируемому (населению и бюджетным организациям) тарифам. В этом постановлении сказано, что теперь нам нужно иметь лицензию на поставку по обоим видам тарифов. Для того, чтобы не оставить потребителей без газа, мы выступили представителями ООО «Европейская газовая компания» (ЕГК), которая является нашим многолетним партнером и имеет такую лицензию. Документы на получение собственной лицензии мы оформили, отправили и в ближайшее время мы должны ее получить, тогда все вернется «на круги своя». Кстати, вчера пришло сообщение, что 6 облгазов Западной Украины уже получили такую лицензию. Мы выбрали ЕГК еще и потому, что у этой компании цены соответствуют государственным. Если бы поставщиком газа предприятию остался Донецкоблгаз, то цена за кубометр была на 36 гривен выше, за счет тарифа поставки. Но поскольку мы сейчас «выпали из схемы», то для предприятий получается снижение цены.

— В СМИ появилась информация о том, что государство вообще собирается забрать у таких структур, как Ваш облгаз, предприятия, оставив только население и бюджетников. Выживете ли?


— О том, что все предприятия у нас забирают, мне ничего не известно. Да, было постановление № 775 от 10.06.2009 года о создании новой промежуточной структуры, которая называется «Нафтагазмережи». Ей планировалось передать все государственные сети. Для нас, профессионалов, это решение непонятно. Ведь это не вписывается в политику государства, выступающего против посредников. В нашей области сети создавались и обслуживаются уже более 50 лет государством в лице Донецкоблгаза. За все это время не было ни одного серьезного сбоя. Ну, предположим, мы передадим все сети новой структуре. На следующий день в нашу газовую службу позвонят: «Приезжайте, у нас утечка газа». Кто должен выезжать? Т. е. эта система до конца не «разрегулирована». Поэтому и вышел Указ Президента о приостановке действия этого постановления. Значит, мы сейчас работаем абсолютно в правовом поле.

Что касается — выживем или нет, — то мне кажется, что Вы попали под распространенное мнение, что Обл- и Горгазы — это богатые организации. Это не так. Надо понимать, что на сегодняшний день наша деятельность по обслуживанию потребителей газа убыточна. Государство не возмещает затрат, которые мы несем по содержанию государственного имущества. Только по февралю убытки облгаза составляют 42 миллиона гривен! Сейчас ситуация абсурдна — для того, чтобы содержать государственное имущество в безопасном состоянии, мы зарабатываем деньги оказанием услуг на стороне. Да, государство выдало нам лицензию и разрешило оказывать услуги по газификации, установке газового оборудования, его обслуживанию, но мы на это тратим собственные деньги. Т.е., если у нас этого не будет, то как предприятие Облгаз не умрет, мы просто будем одной из организаций, которые оказывают услуги на газовом рынке. Но с нами мало кто сравнится по опыту, кадровому потенциалу, наличию специального оборудования, инструментарию, спецтехнике, проектным возможностям и др. Конечно, будут проблемы. Например, мы содержим громадную структуру по учету газа. Многие думают, что деньги, которые мы собираем за потребленный газ, — это наши деньги. Ничего подобного. Мы с них абсолютно ничего не имеем, кроме того, что наших людей травят собаками, избивают, они мерзнут в холода и т. п. Тем не менее, мы свой профессиональный долг выполняем.

— Поэтому Вы ищите новые способы зарабатывания, типа создания структур, подобных «Конвектору»?

— Мы ищем, но другие пути. Да, мы заинтересованы воспользоваться сегментом и этого рынка услуг. У нас есть идеи и наработки, привлекаем новые технологии. Например, сейчас очень перспективная технология — безсварочное соединение газовых систем для использования газа в быту. Мы уже завезли образцы, готовим стенды, и в ближайшее время будем презентовать жителям города эту очень современную технологическую систему. Главное, что мы готовимся создать у себя центр по установке газового оборудования и его обслуживания. Ведь на рынке сейчас присутствует масса поставщиков газового оборудования (китайского, немецкого, итальянского и т. п.), созданного для разных условий использования и климатических зон. А вот правильная его продажа, установка и использование далеко не совершенны и нуждаются в централизации. Мы создадим у себя большой выставочный центр этого оборудования. Чтобы желающие смогли сюда прийти, получить подробную консультацию — по мощности, по условиям, по объему помещения, рекомендовать схему минимизации затрат. Мы будем проектировать, устанавливать и выполнять все функции по обслуживанию.

— В этом плане интересно узнать — а доступные счетчики на газ там будут? И сразу вопрос — когда же простые потребители в многоквартирных домах будут заинтересованы устанавливать у себя такие счетчики?

— Конечно, будут всевозможные их варианты. Счетчик — это решение очень многих проблем в этой сфере. Есть госпрограмма по их установке, ее никто не отменял, но ее никто и не выполняет. Сейчас, чтобы установить счетчик в многоэтажном доме, нужен проект, нужно купить сам счетчик, нужно выполнить работы с приобретением материалов, а потом все сдать комиссии. Сам счетчик может обойтись от 250 до 400 гривен, а на все вместе должно пойти в среднем около 1500 гривен на квартиру, в зависимости от условий потребителя. Эти цены оговорены госпрограммой.

Для нас это тоже очень большая проблема. В частном секторе сама жизнь заставляет поставить прибор учета, а в бывшем госсекторе расходование газа очень неэкономно. Люди платят по норме потребления копейки (20‑30 гривен в месяц), а в периоды так называемых «подтопок», включают все конфорки и газа расходуют на 500‑600 гривен.

— А есть ли вообще города, где счетчики уже установлены у всех?

— Города, в которых степень учета доведена до 90 %, есть, в том числе и в Донецкой области.

— А сколько у нас?

— Где‑то 47 %. Это, прежде всего, весь частный сектор и немножко тех, у кого автономное отопление в многоэтажках.

— Горожане напуганы будущим. Уже понятно, что после окончания отопительного сезона тарифы на газ серьезно поползут вверх. Как нам вместе с вами это пережить?


— Я являюсь техническим исполнителем. Пока можно сказать, что наоборот — решения о повышении тарифов отменяются судами. Поэтому реально пока о повышении говорить не могу, хотя график такой есть.

— Отдельный вопрос об открытости и закрытости. Вот начальник РЭС, например, считает заседания комиссий по отключениям закрытыми. По его мнению, кроме потребителя там никто быть не должен (даже если потребитель — старый больной человек). Он говорит, что не может разрешить приходить на комиссию «весь город»…

— Не могу ничего сказать по этому поводу. У нас такого нет.

— Но у вас есть подписки о неразглашении внутренней, коммерческой тайны Горгаза. Нам прислали ссылки на страницы в Интернете, где вывешены оригиналы этих листов, которые Вы обязали подписать каждого работника. В них говорится об обязательствах не разглашать то, что происходит в вашем коллективе. За это человек будет привлечен к административной ответственности. А люди взяли и сразу разгласили сам этот документ. Как Вы к этому относитесь?

— Это все законно и регламентируется Законом Украины «О коммерческой тайне». Мы действительно проводим сейчас у себя подписную кампанию, т. к. работаем на конкурентном рынке и это нужно, прежде всего, для защиты наших активов (архивы, интеллектуальная собственность, технологии, текущая работа). Извините, если у нас в архиве есть планы расположения государственных сетей и мы сделаем к ним свободный доступ, — то можно получить все, что угодно, от врезок до диверсии. Так в любой нашей службе. Например, служба внутридомового газового обслуживания ходит по квартирам, они видят, кто и как живет, как устроены замки и т. п., поэтому они подписываются, что не имеют права разглашать эту конфиденциальную информацию. Надо сказать, что были и такие, которые отказывались от подписи. Тогда мы им сказали: «Извините, но вы работаете на предприятии, у которого есть свой устав. На основании коллективного договора мы выполняем социальный пакет, даем вам молоко за вредность, отпуск и т. п. Значит, выполняйте условия предприятия. Если не хотите — откажитесь от соцпакета и оформим с вами отношения по другому — по договору».

— Будет несправедливо, если мы не осветим вопросы безопасности газового хозяйства. Ведь, по сути, мы в стране вошли в период перманентных взрывов, разрушений, гибели людей по причине неудовлетворительной работы вашего ведомства.


— Этот вопрос кстати. Вот многие люди возмущаются, когда к ним приходят для осмотров работники Горгаза. Но другого способа для обеспечения безопасности, как проведение профилактических осмотров, не существует. На самом деле на слуху только резонансные аварии, а ведь подобных инцидентов, но более мелкого масштаба, гораздо больше. Избежать их можно только осмотром именно специалистом газовой службы, а не какого‑нибудь умельца. Специалист проверит всю систему и даст рекомендации. Для проверки мы должны хотя бы раз в два года попасть в каждую квартиру. Вот у меня висит график таких проверок. Обратите внимание — он согласован с владельцами жилья. Сейчас мы этой работе придаем самое пристальное внимание.

Мы считаем, что потребители должны это понимать и пускать к себе газовщиков, а также поддерживать нас своими своевременными платежами. Иначе будут страдать все.

Беседовал В. Березин.

Comments

За отказ подписать бред,которым называют "подписку о неразглашении внутренней, коммерческой тайны Горгаза", уже увольняют людей. В документе есть пункт, в котором степень вины работника горгаза определяется "думкою керiвника". Позже будет ссылка на полный текст.

 

"Государство не возмещает затрат, которые мы несем по содержанию государственного имущества." Новенький служебный автомобиль был приобретён на собственные деньги? Чем же служебный автомобиль бывшего начальника не понравился, или ты суеверный :) ? ... тогда и кресло освободи :)

"... служба внутридомового газового обслуживания ходит по квартирам, они видят, кто и как живет, как устроены замки и т. п., поэтому они подписываются, что не имеют права разглашать эту конфиденциальную информацию" Ты за кого работников Горгаза принимаешь? не суди о Людях по себе!!!

А о разглашении уровня зарплаты можешь не беспокоиться, такие суммы стыдно озвучивать...