Война и Мир ветерана Федоренко

Возможность общения с самыми разными и интересными людьми составляет неимоверную прелесть журналистики. Убедился, людей обыкновенных, “пресічних” не бывает. У многих под личиной “пресічності” открываются психологические глубины, интересные судьбы. Но есть встречи особенные, запоминающиеся. Есть люди, выделяющиеся из общего ряда. Почти год прошел, как довелось мне беседовать с Федором Трофимовичем Федоренко, а, что называется, “не отпускает”. Писали о нем немало, шутка ли, сейчас это единственный Герой Социалистического Труда в городе, а пообщавшись вживую, понимаешь, как тяжело передать журналисту человеческий “нерв” своего героя, своеобразие его личности. Да и сам он часто остается ироничен по поводу написанного.

Так, прочитав в одной из публикаций, что герой не курил и не пил, что и послужило причиной редкостного для наших краев долголетия, Федор Трофимович с юмором заметил: “Журналісту скажіть, що я ще пальцем дітей робив”. Такой вот природный юмор — это часть украинской натуры Федоренко. О чем бы он не вспоминал, он не только точен, но и часто ироничен. А вспомнить Федор Федоренко может многое.

Родился Ф.Т. Федоренко в 1914 году в г. Зеньков Полтавской губернии. Отец был сапожником, детей в семье было семеро. Приехали в Константиновку в коллективизацию, когда в деревне не стало работы. Вначале приехали старшие братья, а затем перебралась вся семья. Федор впервые увидел Константиновку зимой, впечатление было сильным: “Вся в газу і диму, все в копоті, навіть сніг і горобці чорні”. Топили углем, автомобиль был редкостью, и начальство, и все службы, и весь извоз, - все было на лошадях.

Братья устроились кто-где - на заводах, на железной дороге; Федор поначалу сапожничал с отцом. Но уже был слышен бой других барабанов, кустарное производство все меньше привлекало молодежь. Новостройки первой пятилетки начинали давать продукцию, профессии тракториста и шофера становились массовыми и престижными.

Один из старших братьев уже работал трактористом в подсобном хозяйстве металлургического завода им.Фрунзе, вот он и «витягнув» от сапожничества, устроил Федора Трофимовича прицепщиком в свое хозяйство. Ни сам паренек, ни его родня не предполагали, что подхоз завода им. Фрунзе, после войны — совхоз «Берестовой», станет судьбой Федора Трофимовича; здесь, с перерывом на 5 военных лет, проработает наш герой до ухода на заслуженный отдых, «построит дом, посадит дерево, вырастит сына», здесь он добьется высочайших успехов в труде, будет отмечен высшими наградами СССР.

В Константиновке поселились на Номикосовском поселке по улице Интернациональной. Прицепщиком Федор проработал недолго. Механик заводского гаража посмотрел на новенького и отправил его на курсы трактористов. Они были на Сантуриновке, там, где потом располагался райпотребсоюз. Тогда там был совхоз «Луч». Шесть лет перед войной проработал трактористом. Затем освоил автомобиль и войну встретил уже за баранкой трехтонного “ЗИС-5”.

«Були люди і голодні, були і холодні», - так вспоминает трагические 1932-33 года Ф.Т. Федоренко. На работе в подхозе кормили плохо: лемишка, затирка, галушки. На рынке можно было купить вареные кукурузные початки. В городе Федоренко не встречал, а в Ижевке и по дороге к ней на обочинах он видел умерших от голода людей. Но потом жизнь наладилась, проблемы со снабжением остались в прошлом.

Личная жизнь Федора Трофимовича также устроилась. С 1934 года он встречался, а в мае 1941 года женился на местной уроженке Надежде Семеновне Ярошенко. Надя отучилась в медучилище и теперь начала работать медсестрой в 1-й Горбольнице. Свадьба была скромной, была лишь родня. Гуляли в доме молодой, там же семья живет до сих пор. Сейчас это улица Фрунзе, часть большого городского района, а тогда это был поселок из одной улицы «Берестовой №1», или, как его называли по имени старого владельца, Курбатов хутор.

Как и все молодые семьи, семья Федоренко строила планы на будущее, но тут грянула война. Черный день 22 июня Федор Трофимович запомнил очень хорошо. Было воскресенье, выходной день. Они с женой собрались в город в зоопарк, вольеры которого расположились рядом с белым магазином (дореволюционное здание кинотеатра «Иллюзион», старожилы его помнят как фирменный магазин «Берестовой»; здание, к несчастью, не сохранилось, оно стояло ниже магазина «Бегемот»). У конторы подхоза работал репродуктор. Там молодые и услышали речь Молотова, сообщившего стране страшную новость о нападении Германии.

Вместо зоопарка пошли с женой в военкомат. Оба были военнообязанные. «Идите, вас вызовут», - сказали им. 24 вызвали Федора, 26 июня призвали Надю. Отправляли Федоренко от нынешнего здания милиции, в 1941 там был военкомат, там же был НКВД.

«Набралась христова братия, - говорит Федор Трофимович. - Отправили нас в Артемовск, в керамический техникум». Оттуда путь лежал в Подмосковье. Прошел рядовой солдат Федоренко всю войну. Как ушел на нее из Артемовска на мобилизованном грузовике ЗИС-5, так на том же грузовике и вернулся. Иногда от него только рама оставалась, но Федоренко снова и снова восстанавливал автомобиль и снова ехал в рейс.

Вместо кузова на его машину поставили цистерну, и всю войну шофер Федоренко возил ГСМ. Первая медаль, которой ветеран гордится больше, чем другими наградами - «За оборону Москвы». Он не подорвался на мине, его не расстрелял на дороге «Мессершмидт». Когда во время заправки танка в цистерну попадал снаряд, разносило в клочья не только автомобиль, но и танк. Его не зацепило, в него не попали. На дороге под обстрелом машина не подвела, а Федор Трофимович вывернул. К первой медали добавились другие. Очень солдатские, те, которые уважали фронтовики: «За отвагу», орден Красной Звезды. Можно сказать, что Федору Трофимовичу повезло, но везет смелому и умелому. У нас говорят — казак. Так, при бомбежках Федоренко не впадал в панику, а следил за маневром немецкого самолета, пытаясь угадать, куда рвануть свой ЗИС, чтобы не попасть под бомбу.

«Воювали вприголодь», - говорит ветеран. Он не курил, поэтому вместо табака получал лишнюю порцию сахара. 100 грамм наливали только по праздникам. В 1942 году в Москве вступил Федоренко в ВКП(б). В автобате политруком служил Николай Гаврилович Близнюк, также всю войну от Артемовска до Берлина прошел с ним командир роты Александр Кошман. В том же 779 автобатальоне всю войну прошли наши земляки-константиновцы Александр Иванович Литовка со 2 отделения «Берестового», Григорий Славута, Бутько, Бондаренко, Несмачный.

Почти всю войну рядом с мужем провоевала Надя, только они не знали об этом. Вначале Надя попала в госпиталь, что располагался в СШ №1 (сейчас здание УПК). Со своим госпиталем была эвакуирована в Сталинград, защищала город. Федор в это время воевал в страшной ржевской мясорубке на московском направлении. Надя Федоренко попала на передовую, спасала раненых, сама была ранена. После излечения попала в эвакогоспиталь также на центральный участок фронта. Так супруги Федоренко и дошли от Москвы до Берлина. Надя даже на рейхстаге расписалась: «Н.Федоренко из Константиновки».

И.Бредихин, преподаватель КПЛ

Окончание в следующем номере.