Мифы и реалии «подземной» Константиновки. Часть 2

Часть 1

В случае возникновения серьезного конфликта между США и СССР с применением оружия массового уничтожения, Константиновка никак не могла бы остаться в стороне. Донбасс был напичкан целями для натовских ударов. Вот некоторые из них. Танковая дивизия в Артемовске, до поры до времени скрытая в подземных соляных выработках. При мобилизации техника снималась с консервации и поднималась из-под земли. Аэродром с истребительным полком ПВО в Краматорске, там же — НКМЗ, важнейший завод советского оборонного комплекса, снабжавший РВСН и Байконур разнообразной техникой: установщиками ракет в шахтные пусковые установки, заряжающими машинами для ракетных комплексов и многим другим, подходящим под определение «стартовое оборудование ракетных космических и боевых комплексов». И это только часть военного производства краматорских машиностроителей. Здесь производилась инженерная техника, в т.ч. инженерные машины разграждения. Сотни этих монстров, кстати, отлично показавших себя во время работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, должны были в условиях массированных ядерных ударов прокладывать дороги для наступающих советских танков в Европе.

Санинструкторы ГО з-да им. Фрунзе на учениях. Средина 1970-х гг.

Воинских частей в самой Константиновке не было, однако вблизи города, за селом Артема располагалась шахтная позиция зенитной ракеты с ядерной боеголовкой. Если бы разразилась ядерная катастрофа, все решилось бы в первые несколько часов. Развернутый в Средиземном море, 6-й Флот США произвел бы массовый запуск своих крылатых ракет по целям в европейской части СССР. Электромагнитный импульс при взрыве ядерного заряда зенитной ракеты на высоте до 40 км должен был бы вывести из строя системы наведения идущих на свои цели ракет. Летящие на низких высотах «Томагавки» просто попадали бы на землю.

В самой же Константиновке было одно из ключевых предприятий советского оборонного комплекса — завод «Автостекло». Его основным производством были головные радиопрозрачные обтекатели для ракет и самолетов — от маленьких авиационных «воздух — воздух» до чудовищных, выше человеческого роста, головных обтекателей для РС-18. СС-20 «Сатана», такое кодовое наименование получила в Америке эта самая мощная советская ракета. Она имела 10 боеголовок, каждая из которых была снабжена зарядом в десятки мегатонн. При испытании в 1961 чего-то подобного на Новой Земле, ударная волна разрушила заброшенный городок в 400 км от эпицентра взрыва.

При любом раскладе в первые же 25-30 минут, максимум 1 час после начала ядерной войны (полетное время американской ракеты до цели), Константиновка бы превращалась в Хиросиму. «Автостекло» - географический центр нашего города. Он же — главная цель. Как должна была бы сработать наша гражданская оборона?

Городская ГО подчинялась военкому. Именно к нему переходила вся полнота власти в случае большой войны. На заводах были свои штабы ГО. Эвакуация населения из города предусматривалась, но, повторяю, в случае внезапного начала ядерного конфликта, а такой сценарий был наиболее вероятен, ее попросту не успели бы произвести. Что было в наличии для защиты населения? Прежде всего, — бомбоубежища. Все серьезное строительство 40-50-х — например, кинотеатры «Спутник», им. Ленина, ряд школ, 1-я больница, заводы — включали в себя противоатомные убежища. Многие с электрогенераторами, насосами для откачки воды, 30-часовой (иногда и с большим сроком) фильтрацией воздуха, с месячным запасом продовольствия, медикаментов и т.д. На заводах расчет был укрыть в убежищах всю смену. Многие дома старой постройки также были с бомбоубежищами в подвалах. Но уже в домах постройки 1970-1980-х годов бомбоубежище стало большой редкостью. Какая-то часть городского населения, конечно, могла бы уйти под землю. Это в идеале. На практике, конечно, часть убежищ была непригодна, залита водой, к примеру, еще где-то, как на «Автостекло», складировали в них оборудование, но, в целом, систему ГО поддерживали в работоспособном режиме.

Как только звучала тревога, на городской командный пункт ГО, который был расположен у Александро-Калиново, должны были выдвигаться и прятаться там в бункерах под землей городское начальство и заводские разведгруппы ГО. Их создавали с таким расчетом, чтобы в каждой заводской смене была своя группа. Поэтому, в случае тревоги, какие-то силы разведчиков ГО всегда были готовы на дежурной заводской машине выехать за город.

После «катастрофы» разведгруппы, включавшей в себя командира, дозиметриста, разведчика-химика, радиста, должны были произвести разведку в городе: состояние дорог, масштабы разрушений, уровень радиоактивного заражения, сохранность убежищ, необходимость оказания первоочередной помощи при повреждении бомбоубежищ и т.д.. При необходимости убежища следовало откапывать с помощью выдвигаемых из не пострадавших районов отрядов ГО и соответствующей техники. Впрочем, один из тогдашних военкомов города как-то сказал, что если по нам ударят, то вся эта гражданская оборона будет бессмысленна.

Готовили группы хорошо. Ежегодно за городом устраивали учения сил ГО, соревнования. В 1987 году, после аварии на Чернобыльской АЭС, постановлением правительства на гражданскую оборону были возложены задачи борьбы с природными и техногенными катастрофами. МЧС — преемник в независимой Украине ГО СССР.

Вспомнил я про систему гражданской обороны не случайно. Чем располагает город сейчас? Есть ли угрозы, требующие внимания и подготовки?

И.Бредихин, преподаватель истории КПЛ.

Продолжение следует.

Comments

Учитывая вероятность ядерной атаки, тратить деньги на поддержание этого всего в рабочем состоянии было бы неразумно. Если атака все-же произойдет - целесообразнее просто "списать" населенный пункт - какой смысл от выжившего населения в пост-апокалиптическом мире?