Далекая-близкая Армения: Константиновка-Ереван-Константиновка

Так уж как-то у меня вошло в привычку — называть любимыми те места земного шара, где довелось побывать: любимый город Каир, любимая Иордания, Техас... Потому как, попадая на чужую землю, с удовольствием окунаешься в другую культуру, обычаи, языковую среду, природу... Это особые ощущения и переживания. А по возвращении — приятно обнаруживаешь, что сбросил ржавчину повседневных проблем и суматохи. Поэтому, сборы в каждое новое путешествие — своего рода праздник.

Ура, мы снова едем!

Сидели мы как-то недавно с родственниками за праздничным столом, и неожиданно Самвел с Нонной спрашивают: «А не съездить ли нам, друзья, в Армению?» Цель поездки — долгожданная встреча с родными, которых судьба, после военного конфликта на Кавказе, разбросала по всему миру: кто-то остался в Армении, некоторые обжились в Ставропольском крае, другие летели на встречу из США...

Изучив информацию: стоимость билета на самолет из Ростова-на-Дону в Ереван (на одного в оба конца) — 300-400 у.е. (из Киева примерно в два раза дороже); приблизительная протяженность маршрута «Константиновка-Ереван» — 1500 км (на бензин, в одну сторону, понадобится где-то 200 у.е.), остановились на собственном транспорте — ГАЗ-3110 «Волга», 2003 года выпуска. Экономия денежных средств, да и преимущества автотуризма были очевидны.

Стоит сказать, что из всей нашей группы путешественников права на управление автомобилем имел только Самвел, а если учесть дальность поездки и «юношеский» возраст нашего рулевого, то, если честно, мы некоторое время еще колебались. Забегая наперед, скажу, что опыт штурмана и здоровье, слава Богу, не подвели, а чистый воздух Ставрополья и Кавказа пошли ему только на пользу. Самвел оказался на высоте!

Итак, собрав все необходимое и вооружившись навигационными картами, в 3 часа утра мы выехали.

Прохождение маршрута

До Ростова дорога шла гладко: без особых проблем проскочили украинскую и российскую таможни, обошли через Аксай стороной Ростов, и хотя маршрут был предварительно изучен, по непонятной до сих пор нам причине, команда «профессиональных автотуристов» повернула на Ставропольскую трассу, тем самым уйдя с республиканской М4. Но, учитывая хорошее качество российских дорог, красоту Ставропольского края и отличное настроение, после очередного «подкипания» мотора со словами: «нет, назад не вернемся», мы продвигались вперед. В итоге, было потеряно немного времени и накрутили первые лишние километров 70-100.

Ставрополье: каких-то 250-300 км от Константиновки, — и ты уже себя ощущаешь явно не на Донбассе. Запомнился край равнинной местностью и живописными, аккуратными засеянными полями, все ж — житница России.

Еще километров 200-300 и начинают появляться указатели «совсем далеких» населенных пунктов: Минеральные воды, Черкесск, Ессентуки, Буденновск, Кисловодск, Пятигорск, Нальчик, Беслан, Владикавказ... Большинство из них, к сожалению, остались за бортом нашего обозрения.

Георгиевск — примерно в 750 км от Константиновки (25-30 км от Пятигорска), нас радушно принимает армянская семья — Валентин и Мила. Здесь уже здорово ощущается кавказское гостеприимство.

Сам город — один из старейших на юге Ставрополья, служивший оплотом южных границ Российской Империи. По одной из версий, сюда Екатериной II в конце 18 века ссылались буйные нравом запорожские казаки.

Совсем рядом — Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня... Появлялся в этом красивом, уютном городке и Шамиль Басаев, устроивший с группой боевиков в 95-м кровавую бойню в Буденновске. К слову, Георгиевск считается одним из криминальных центров Северного Кавказа и, по словам местных, здесь до сих пор ощущается межэтническая напряженность.

Уастырджи

Через два дня, рано утром, наш экипаж покидает Георгиевск и мы отправляемся на юг. Впереди — Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Грузия и Армения. По составленной второй части маршрута, мы двинулись в направлении Цхинвала.

Быстро краем пересекли Кабардино-Балкарию и въехали в Северную Осетию, предгорье Кавказского хребта. Первая остановка на завтрак перед городом Алагир — вокруг величественные, зеленые горы, и ты понимаешь, что въезжаешь на Кавказ. От чистого воздуха и окружающей красоты кружится голова, поэтому эмоции пришлось выплескивать дружным криком!

Буквально через несколько километров, при въезде в Алагирское ущелье, нам открылся изумительный вид: из отвесной скалы выпрыгивает огромный всадник — памятник Святому Георгию (по-осетински – Уастырджи). Красивейшие горы, шумящая вдоль дороги река, воздух (здесь находится бальнеологический курорт Тамиск с источниками сульфидно-сульфатно-магниево-кальциевых вод). Все это поразило нас — снова закружилась голова и забегали мурашки.

Проехали вперед еще километров 20, и тут нас ошарашивает сотрудник ДПС: таможня, в направлении которой мы движемся, выпустит, но вот грузинская — не впустит; необходимо возвращаться назад и ехать через Владикавказ на другой терминал. Лишние 50 км, компенсированные увиденным, пролетают быстро.

Гамарджоба, генацвале!

Проходя грузинскую таможню, расположенную в живописнейшем Дарьяльском ущелье, вам не придется выходить из автомобиля: в окошко вы передаете паспорта, офицер фотографирует вас веб-камерой, ставит отметки в документах, и вы проезжаете.

Забегая вперед, отмечу: на обратном пути, в еще строящемся терминале, произошел сбой: насколько мы поняли из разговоров ожидавших, пропал то ли интернет, то ли полетела база... В итоге, нам пришлось простоять часов 7. Пока бездельничали, рассмотрели в горах остатки старой крепости, как потом оказалось, — развалины старого замка Царицы Тамары; пообщался с молодым рыжеволосым грузином — тот интересовался водой, обратившись ко мне: «Гамарджоба...» Уже вечерело и народ стал запускать двигатели, прогревая салоны и готовясь на ночевку в горах. Честно говоря, было не по себе. А когда КПП таки заработал, вспомнилось — как мало человеку для счастья нужно...

Далее нас ждал перевал через высокогорный хребет. Дорога к нему — паршивая, как и на самом перевале, зато подъезжая, любуешься прекрасными заснеженными вершинами, на которые низко опускается туман — здесь совсем рядом Казбек.

Справка

Крестовый перевал — перевал на Военно-Грузинской дороге на высоте 2379 м через Главный Кавказский хребет. Ведёт из долины реки Терек в долину реки Арагви. К западу от перевала располагается Кельское вулканическое плато. (Википедия).

Двигаясь по серпантину высоко в горах, постоянно находишься «под кайфом» — дорог почти нет, высокая облачность и влажность, высоко, отбойников по краям дорог нет, зато красота — вот они вершины гор, снег, ручьи и внизу практически ничего не видно.

Пошли на снижение, въехали в Гудаури — горнолыжный курорт, здесь дорога уже пошла хорошая. Нужно было остановиться. Извините за подробности: деревянное строение типа «МЭ-ЖО» стояло на краю пропасти, дверью практически туда же, а недалеко — две «бродячие» псины-кавказцы...

Проезжая Грузию, невольно обращаешь внимание на самобытность архитектурных строений — двухэтажные сельские домики с обязательными террасами на обеих этажах, заборы из камня... Небольшие селения расположены практически друг за другом, кругом горы, зелень, ручьи и реки. Часто встречаются памятники старины — крепости, башни, замки...

К сожалению, не нашлось времени поглубже заглянуть в Тбилиси, но, проехав город полностью два раза, увидели его красивым и уютным. Очень живописная страна, Грузия.

Добро пожаловать в Армению!

На армянскую таможню мы прибыли часам к 9 вечера. Прошли ее также достаточно быстро. Правда, за въезд (и выезд) гостям приходится оплачивать «брокерский платеж» в размере 50 долларов.

Проехав вглубь страны километров 50-70, мы на ночном серпантине вдруг попали в туман (или это он нас поглотил): было отчетливо видно, как густая пелена стелется по земле и надвигается на нас — непроизвольно вспомнился Стивен Кинг. Дальше ехать мы не рискнули. Вернулись обратно в поселок, где таксисты подсказали недорогой отель для ночлега, при этом сообщив, что действительно, на подъезде к Севану видимость практически нулевая и ехать дальше — «самоубийство».

Рано утром мы отправились в путь и вскоре первая остановка — озеро Севан. Спокойная водная гладь, с холмистым горизонтом и очень низко нависшим туманом! Двинулись дальше и вскоре нам повстречалась княжна Ахтамар, которая стояла немного выше и держала лампаду, освещая путь своему возлюбленному.

Вскоре мы добрались до пункта назначения — город Нор-Аджн, где нас встречал пожилой армянин с добрым лицом и голубыми глазами — отец Самвела Каджик Суренович и его верная спутница Раиса Александровна.

Пробыв почти неделю в Армении, удалось увидеть природу, сельскую местность: гористый, зеленый ландшафт с множеством рек и ручьев. Такая же живописная, как Грузия, но своеобразно красивая.

Ереван — безусловно замечательный город, взять, хотя бы, знаменитый розовый туф, из которого построены многоэтажки. К сожалению, не хватило времени углубиться в столицу, но старые улочки, архитектура, сувенирные лавки, а также вернисаж с работами армянских мастеров все же смогли передать ту незабываемую атмосферу. Чего только стоит Каскад, с верхушки которого в ясную погоду виден Арарат, — лестничный комплекс с фонтанами и различными фигурами, ведущий к национальному театру оперы и балета...

Ереванский центральный рынок — это отдельная песня: восточные сладости, которыми тебя норовит угостить каждый продавец, мимо лавки которого ты проходишь — их можно наесться на месте; мясные изделия — бастурма и суджук — пальчики оближешь — все это везти с собой просто обязательно; различные специи, кстати привозные, можно купить и у нас.

Не обошли стороной один из наиболее значительных культурных и религиозных центров страны — Эчмиадзин. Посетив кафедральный собор, в котором в это время шла служба, брак автора этой зарисовки и его супруги Ирэны благословил армянский батюшка.

Любовался Кавказом Михаил Разпутько.