Торжество Фемиды, или суд не дал отобрать пособие у младенца

Завязка очередной судебной истории, рассказанной любимой газете читателями произошла в феврале нынешнего года. Молодая константиновская семья — папа, мама, и полугодовалый малыш решением УСЗН была лишена положенной ей выплаты государственного пособия при рождении ребенка.

Поводом для прекращения выплат стало письмо, которое соцслужба получила от Константиновского Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. По словам отца семейства, однажды сотрудница этого центра отправилась к ребятам на проверку, чтобы выяснить, правильно ли расходует молодая семья государственную помощь. В подъезде дома, как и почти повсюду, впрочем, установлен кодовый замок. Он-то и стал непреодолимым препятствием для клерка, так и не сумевшей попасть в подъезд. Не смутившись, дама немедленно составила письмо об отсутствии возможности попасть к семье. На основании которого городское УСЗН и прекратило выплаты.

Некоторое время родители крохи думали, что это просто выплаты задерживают. Потом папа выяснил печальную правду — пособие в 860 сняли. Ребенок 4 месяца не получает пособие, а ему необходимо полноценное питание.

— Меня поражает, что руководство управления соцзащиты просто вцепилось в это поистине благословенное для них письмо, по-видимому, решив сэкономить на государственном пособии, — рассказывает отец малыша, Сергей. — Возможно, в 90 процентов случаев такое решение и сошло бы им с рук. Однако начальник управления С.Зубахина не знала, что своим распоряжением о прекращении выплаты ребенку она решила лишить пособия местного адвоката. Прихожу к начальнице управления, и говорю: «По своей должностной инструкции вы руководствуетесь Конституцией и другим законодательством Украины. Покажите мне, где в законе сказано, что из-за того, что кто-то не сумел попасть в подъезд, прекращается государственная помощь». Приносят распоряжение начальника УСЗН о прекращении выплат даже без даты, где основанием к лишению выплат указано распоряжение исполкома. Подняли и его, а там пишут, что они не смогли попасть в жилище. Но тогда эта норма, что в связи с отсутствием возможности попасть в жилье к данной семье, есть основания прекратить выплаты, должна быть указана в законе. Но таковой в законе нет! Более того, я могу спокойно обратиться в прокуратуру о превышении руководителем УСЗН, подписавшей заявление, должностных полномочий. Такая статья в УК Украине как раз есть.

Но я «всего-навсего» составил иск, последовало судебное разбирательство и закономерный вердикт суда о том, что решение о прекращении выплат незаконно. Правосудие восторжествовало.

Одним из фактов, сыгравших основную роль в положительном решении суда, считает истец и адвокат одновременно, стало решение Конституционного суда Украины от 8.06.2016 г. № 3-рп/2016 г., где признано несоответствие Конституции абзац 7 ч.9 ст.11 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми», согласно которому, выплата помощи при рождении ребенка могла прекращаться «в случае возникновения других обстоятельств». Я попросил суд приобщить его к делу. А в УСЗН его прозевали и пришли в суд всего лишь с Постановой КМУ.

— Я вот думаю, а если этот случай не единичный? — подводит итог истории Сергей. — И мамочки пошли себе, склоня головы, или еще хуже, крича «Проклятая хунта!». Само по себе решение суда говорит не только о нарушении закона в конкретном случае или о прекращении какой-то очень печальной практики в работе местного социального органа. Оно показывает, что социальные органы это не только благо или привилегии для работающих там, но также и большая ответственность. Направленная на соблюдение норм действующего законодательства и, как следствие, — на имидж государства в социальной сфере.

Ну а для людей, боле глубоко интересующихся этим процессом, сообщу, что решение суда от 19.05.17 г. по делу № 233/2106/17 находится в открытом доступе на официальном веб-портале судебной власти www.reyestr.court.gov.ua

В.Волошко