Между прошлым и будущим. По воле депутатов школа-интернат «зависла в воздухе»

Глубокое переформатирование, которое предстоит в этом году константиновским школам, да и всей системе городского образования, нашло отражение в повестке дня очередной, 86 сессии городского совета, состоявшейся в прошлый четверг.

Шесть из внесенных в ее повестку дня вопросов так или иначе касались реорганизации, ликвидации или организации нового образовательного учреждения. Всему новому — новую форму и содержание. Всему отжившему - время «перековываться» или сойти со сцены. На полупустые заведения у Константиновки просто больше нет денег. Таков смысл решений, которые депутаты должны были принять.

Правда, в начало сессии вынесли вполне оптимистичный и новый для константиновцев «сюжет» — проект решения о внедрении в городе целевой программы Общественного бюджета на 2018-22 годы или т.н. бюджета участия. Программа позволяет привлечь общественность города к участию в реализации проектов за средства городского бюджета. В прошлом номере «Провинция» уже писала о том, что горожане теперь смогут сами организовать любое усовершенствование как для всего города, так и для микрорайонов, но строго на отведенную местным бюджетом сумму. Отбираться наиболее удачные идеи будут на конкурсной основе. Депутаты в целом восприняли внедрение общественного бюджета благожелательно и проголосовали за него единогласно. Так же на сессии был утвержден и Координационный совет, который эти мероприятия будет помогать исполнять. По настоянию депутатов в него включили и городских избранников, в частности, А.Резниченко и В.Коваленко. Участие в этом совете общественников тоже не исключается, но их введут позже, когда уже появятся сами проекты. Действовать эта целевая программа начнет со следующего года.

Судьба интерната стала еще более туманной

Главным и самым острым из «образовательного” блока стал на сессии вопрос реорганизации и слиянии двух школ — ОШ №16 и школы- интерната №1 с последующим «поглощением» 16-й школой большей части педагогического и ученического коллектива интерната.

Копья по этому вопросу ломались с прошлого года, когда на законодательном уровне изменили критерии детей, имеющих право учиться в таких интернатах. Напомним, осталось только две категории детей, которые могут быть зачислены в такое специализированное заведение - те, чьи родители работают вахтовым методом или долговременно лечатся в стационаре. Таких детей у нас оказалось не более пары десятков. То есть интернат, как самостоятельное учреждение, существовать уже не может. Но коллектив интерната категорически против и готов перепрофилироваться в общеобразовательную школу.

Ольга Барабаш, предваряя голосование по этому вопросу, попыталась убедить депутатов в наибольшей рациональности именно варианта слияния.

— Дефицит бюджета на образование у нас составляет примерно 15 млн грн. В основном эта сумма приходится на заработную плату, но нам до конца года не хватает где-то 700 тыс грн. на возрастающие платежи за энергоносители. - собщила Ольга Викторовна. - А на обеспечение пожарной безопасности, еще около 18 млн найти. Поэтому вопрос реорганизации заведений образования города стоит очень остро. В соответствии с Законами Украины «Об образовании» и «Об общем среднем образовании» (это определено в их заключительных положениях), до 1 сентября 2018 г органы местного самоуправления должны обеспечить изменения подчиненных школ-интернатов на другие заведения. То есть, сегодня мы должны решить судьбу нашего интерната. Позиция МОН и КМУ однозначна — дети должны воспитываться в семьях, необходимо постепенно ликвидировать все общеобразовательные школы-интернаты и превратить их или в центры поддержки семьи или в общеобразовательные школы.

— Детей, имеющих право обучения в школах-интернатах, у нас мало. В этом году там обучалось всего 105 учеников, - продолжила О.Барабаш. - После выпуска осталось 90 детей, из них на сегодня только восемь имеют право там обучаться. Они прошли комиссию, куда предоставили соответствующие справки. Остальные таких документов не имеют. Потому что 50 из этих детей имеют обоих родителей, только 39 — дети из малообеспеченных семей. 50 семей учеников — многодетные. Но такие категории есть в каждой школе. Содержание ребенка в школе-интернате для города обходилось в три раза дороже, чем в общеобразовательной школе - 4 тыс грн. в месяц, а в той же пятой школе, например, — 1082 грн. На 1 сентября в школу-интернат будет зачислено только 8 детей. И стоимость их содержания возрастет для города в десятки раз. Сейчас только половина учеников интерната — дети этого микрорайона. Остальные съезжаются со всех районов города. Теперь у них не будет возможности там ночевать и бесплатно питаться, так что, скорее всего, и этой категории детей там уже не будет. Поэтому, как выход из этой сложной ситуации, мы предлагаем перевести тех детей, которые имеют право на обучение в интернате, в ОШ№16, создать при ней пришкольный интернат и подготовить там все условия.

Однако, прочувствованная речь руководителя управления образования депутатов не убедила. Из 26 депутатов «за» проголосовали только 13, шесть - “против” и 7 - воздержались. Когда стало ясно, что решение принято не было, кто-то из присутствующих в зале зааплодировал.

Однако, радость избранников, не рискнувших принять конфликтное решение, явно оказалась преждевременной. Депутаты, как обычно, из лучших побуждений, мало того, что пренебрегли требованием закона, согласно которому уже в сентябре интерната как такового не должно быть. Они собственными руками невероятно запутали ситуацию.

Интернат после такого популистского решения просто «завис в воздухе». Но даже если предположить, что переделывать интернат в обычную школу все же решатся, необходимо было уж сейчас принимать какие-то организационные или ликвидационные решения. Июньская сессия, по слухам, последняя на это лето. Следующая — по традиции - пройдет в конце сентября, как раз после начала учебного года.

Между прочим, первые классы в этом году должны начать занятия в переоборудованных помещениях, с новой мебелью, новым учебным пространством, компьютерами и многофункциональным оборудованием, закупленным за бюджетные деньги, в основном, по госсубвенции.

Все это надо успеть оформить документально. Не говоря уже о том, что новая школа должна быть с состоявшимся конкурсом директора, оформленным штатным расписанием, списочным составом детей и кучей прочих бюрократических процедур. Кто это должен делать и главное, когда?

Так что интернат со всей депутатской сердобольностью оставили пока “повисеть в пустоте”.

Город создал новый центр для детей с особыми потребностями

Зато депутаты на сессии дали ход еще одному, очень хорошему событию. Проголосовали за создание совершенно нового образовательного учреждения - городского Инклюзивно - ресурсного центра.

Образовательная реформа направлена как раз на улучшения доступа к образованию детям с особыми потребностями. Инклюзивные классы уже действуют в Константиновке, в ОШ №3, в новом учебном году они появятся и в других школах и детсадах. Теперь же город создает целый центр (на базе специализированного детсада № 13, который работает с детьми, имеющими проблемы зрения). С сентября в Инклюзивно-ресурсном центре смогут предоставлять медико-педагогическую и консультационную помощь всем городским детям, имеющим проблемы со здоровьем. Причем, теперь не только для детей школьного возраста, но и для дошколят.

Детские сады тоже соединяют

Еще одно решения об реорганизации было принято на этой же сессии. Соединить в один решили два детских сада - № 2 «Барвинок» и № 30 «Ивушка» (район ул. Европейской и пятой больницы) Первый базируется в не принадлежащем городу помещении. Так что ремонтировать и делать термомодернизацию в чужом здании признано нецелесообразным. Вот «Барвинок» и переводят в «Ивушку», да и окрестные детсады № 6 и 8 в состоянии без проблем принять немногочисленных (50 человек) воспитанников детсада №2. Как говорилось на сессии, в сады детвору переводят целыми группами.

Правда, депутаты, измученные неприятной необходимостью все урезать, вначале этот вопрос провалили, но позже, после уговоров секретаря городского совета Юрия Разумного, согласились переголосовать и таки дали добро на слияние детских садиков.

В.Волошко