50 лет «под газом». Служебный транспорт

История горгаза глазами очевидца в невыдуманных фактах, поданных без пафоса и скуки

Продолжение. Начало в №29.

Совсем недавно на телевидении, ведя разговор о кризисе, президент Украины Виктор Федорович Янукович заявил буквально следующее: «А в это время некоторые... чиновники норовят иметь не только персональные автомобили, но и персональных водителей». Слова президента здесь в какой‑то мере перекликаются с указами и распоряжениями еще советских времен, когда чиновникам мелкого покроя запрещалось иметь персональный транспорт. Но голь на выдумку хитра, если можно назвать голью этих преуспевающих чинуш, и с легкой руки кого‑то из них появились на дорогах «специальные», «технологические», «оперативные», «дежурные», «аварийные» и т. д., обслуживающие начальников и их семьи.

Автопарк УГГ, в неполном составе. Наше время.

Как вы думаете, о чем болела голова у нового начальника горгаза? Об улучшении труда рабочих, об их зарплате, об упорядочении обслуживания населения? Да нет же, нет, начальник задумался о персональном автомобиле. Езда на мотоцикле даже с коляской не устраивала Владимира Швеца. Времена Николая Иваненко ушли вместе с его мотоциклом и теперь нужен был автомобиль, желательно среднего класса. Одно время в горгазе был легковой автомобиль М-20 «Победа», конфискованный у кого‑то, и им пользовались все кому ни лень. По словам первого механика, на нем перевозили даже поросят, предварительно надев им на головы шляпы. Автор этих строк не застал эту «Победу», она развалилась много раньше.

Наконец, в одном из покосившихся сараев нашли остов списанной «Волги» М-21. Автомобиль отремонтировали, укомплектовали, покрасили. Выглядел аппарат вполне прилично, разве что ехал боком и скрипел дверьми. Для регистрации «Волга» была отправлена в Артемовское МРЭО, поскольку нашего в те времена еще не было. Осмотрев автомобиль и проверив его техсостояние, офицер милиции все‑таки документов никаких не дал, мотивируя неподходящим цветом аварийного автомобиля. По существующим канонам, аварийный автомобиль горгаза должен быть желтым с красными полосами, но никак не цвета «морской волны».

Выслушав такие объяснения водителя и механика, начальник горгаза конечно же в восторг не пришел, — канареечный цвет его явно не устраивал. Чтобы избежать неприятностей, а то и наказания, водитель и механик решили пойти на хитрость. «Волгу» разрисовали подходящими цветами плакатной гуаши, вышло вполне прилично, но все время наши маляры боялись дождя, ибо эта краска легко разводится водой и чем‑то напоминает детскую акварель.

«Волга» опять отбыла в Артемовск, ее поставили на стоянке под окнами МРЭО. Офицер опять пересмотрел документы, в которых рекомендации, просьбы, распоряжения, отношения, приказы зарегистрировать списанный автомобиль составляли целую папку, подошел к окну, посмотрел на автомобиль, удивился быстроте покраски, выдал регистрационные документы и номера. Аварийная «Волга» получила новые номера 50‑87. Слава богу, дождь не пошел, водила выехал за город, нашел колодец в Красном селе и обмыл все художества. «Волга» засияла как новая. На последующих техосмотрах возникали конечно проблемы и приходилось опять прибегать к хитростям.

Начальник удовлетворил свое самолюбие и теперь мог лихо и гордо промчаться по городу  на авто под удивленные взгляды знакомых и коллег и небрежно хлопнуть дверью на остановке. Ничего не скажешь, — своя, персональная, завидуйте на здоровье!

Случилось так, что старший мастер Т. М. Муратова вдруг захотела стать мотоциклисткой, возможно, ей не давали покоя лавры начальника-мотоциклиста, хотя тот уже давно пребывал в местах, известных только ему.

Тамарой Михайловной был приобретен мотороллер «Тулица», изучена материальная часть. Однако поехать на нем итээровка не смогла, не получалось как‑то держать равновесие, и женщина падала, едва начав движение.

Вся служба была привлечена к обучению начальницы езды на мотороллере и бегала рядом с ней по двору горгаза для подстраховки. Толк от обучения был минимальный, а может и вовсе никакой. Шишки, ссадины и синяки появлялись на теле бедной мотогонщицы ежеминутно, и тут последняя представила, что сидит она на стуле в кабинете очень уверенно, и предложила на мотороллер сверху надеть стул и тут же уселась на него. Чуда не случилось, аппарат рухнул, подмяв наездницу.

В один прекрасный, но прохладный, осенний день, когда наша наездница облачилась в шлем, шубу и валенки (чтоб не больно падать) и восседая заставила рабочих сделать пробежку по двору горгаза, раздался какой‑то хлопок, напоминающий переход самолета на сверхзвуковую скорость, запахло гарью, полетели пыль и пепел. Случилось что‑то непонятное, рабочие оставили начальницу под упавшим мотороллером, мотор еще не заглох, тарахтел и напоминал раненую лошадь из боевика, которая в агонии храпела и била исступленно копытом. И тут наконец все увидели, что взорвалась котельная горгаза, но об этом позже…

P.S. Уважаемые работники горгаза! Описываемые события начинают отсчет с лета 1972 г.

Пожалуйста, не зачитывайте одну газету до дыр всей службой, газет хватит всем и каждому! Никому не рассказывайте о прочитанном. И помните, вы дали подписку о неразглашении...

Искренне ваш, В. Козаков.