Памяти А.В. Туровской

В понедельник хоронили умершую, 18 августа, Антонину Васильевну Туровскую (Гайворонскую) (22.09.1942 — 18.08.2013).

Червонянский поселок имеет свой особый характер. Люди здесь живут в своих домах. Многие имеют крепкие хозяйства. Они не склонны витать в облаках, на выборах регулярно дают самый высокий по городу процент партии власти. Не в силу особой любви к ней, а в силу своей практичности, умения приспособиться и выжить при любом правлении. Может, непохожесть червонян на жильцов многоэтажных «курятников» идет еще от старейших жителей района — кондратовцев. Во второй половине 1920-х, когда заводы начали расти и реконструироваться, отрезали часть кондратовских земель вместе с жителями и отдали в административное подчинение ПГТ Константиновка. А крестьянская земля пошла под индивидуальную застройку для рабочих. Но кулацкая украинская почва оказалась сильнее пролетарской надстройки. Такое впечатление, что живут здесь скорее крестьяне, чем жители стотысячного, в прошлом, промышленного центра.

Соседи дружно пришли проводить в последний путь Антонину Васильевну. Из Киева приехала с мужем дочь Ирина, из Сум — племянник Андрей. Даже человеку постороннему было ясно, насколько она была любима и уважаема соседями по поселку, по улице Носули. Жизнь она прожила нелегкую, трудовую. «Горячий» стаж на «Автостекло» на отломке стекла так просто не давали. Наша газета познакомилась с ней на первых городских Гайворонских чтениях. Фигура нашего великого земляка, лучшего писателя земли донецкой, казалась достаточно литературной и абстрактной. А тут подходит женщина и тихо говорит: «Я его дочь». Так образ Васыля Гайворонского стал наполняться жизненными реалиями, воспоминаниями родственников, фотографиями, местами, где он бывал. Оказалось, живет Антонина Васильевна в доме, который построил потомственный бутылянин Гайворонский в 1943 году для своей семьи перед отъездом в эмиграцию.

Антонина Васильевна несколько раз радушно принимала в своем историческом доме участников Гайворонских слушаний. Все, кто бывал у нее в гостях, узнали ее и как радушную, хлебосольную хозяйку.

Смерть — это дар божий. Она не является случайной. По нашим делам Господь посылает нам смерть не мучительную, не постыдную, не обременяющую близких. И лучше не торопиться говорить что-либо о человеке, пока он живет. Смерть определяет границы человеческим деяниям, расставляет все по местам, придает смыслы. Молодежь о ней не думает, многие люди ее боятся. Лишь со временем, с опытом, человек задумывается о ней. Потому на похоронах столько людей в возрасте. Просто они видят то, что молодости видеть еще не дано.

18 августа начало праздника (преддень) Преображения Господнего. На следующий день сам большой праздник, а потом еще семь дней все озарено вышним сиянием. Антонина Васильевна умерла и была похоронена в сиянии высшего нетварного света. Перед смертью она исповедала грехи и причастилась Святых Тайн. Есть высший смысл и божья благодать, что отблеск незримого сияния лег на все события этого траурного, печального, но божьей милостью светло-печального события. В этом незримом сиянии Господь и принял душу Антонины Васильевны.

Атмосфера во время отпевания была необычно светлая. Батюшка молился, многие по силе своей участвовали в этой молитве. Казалось, незримая благодать, сливаясь с солнечным сиянием, спустилась с небес, принеся в это место мир и успокоение. Кто-то вел неспешные соседские разговоры о родственниках, знакомых, умерших и живых. И становилось понятным, что не только незримо молитва уходит в бесконечность, похороны нужны не только усопшей, но связывают в общении людей сотнями ниточек. Они незримо сейчас ткутся, и так же незримо уходят в прошлое и будущее людской памятью. Этот ритуал прощания с близким человеком необходим еще и живым.

Редакция «Провинции», участники Гайворонских чтений, учителя, школьники, студенты и все, кто знал Антонину Васильевну, глубоко скорбят по поводу ее смерти и выражают соболезнование ее родным и близким. Пусть земля ей будет пухом.