Ликвидация константиновского трамвая одобрена депутатами

Основной вопрос прошедшей 29 марта сессии горсовета хоть и значился в повестке дня под номером 16, но был, безусловно, главным. Это вопрос ликвидации трамвайного управления. Однажды он уже выносился на февральскую сессию, но не набрал должного числа депутатских голосов.

Среди избранников константиновцев, как и среди самих горожан, вопреки полуторагодовалому простою трамвая, упорно жила надежда на возможность сохранить и возродить электротранспорт. Накануне в коридорах власти ломались копья, обсуждалась эта возможность. Так депутат Леонид Ефремов даже привлек Александра Нефедова, бывшего главу КТУ и теперь Дружковского трамвайного управления. И выступил в «Провинции» с отчаянным призывом: «не ликвидируйте, законсервируйте трамвай, ибо с нуля мы уже ничего не построим!»

Однако в этот раз депутаты, уже без долгих дискуссий, таки решились его ликвидировать. За что и проголосовали 22 голосами «за», четырьмя голосами «против» (Л.Набока, К.Бескоровайный, С.Стасюк и Л.Ефремов), а депутат Л.Земскова воздержалась. После чего депутат Ефремов покинул зал в знак протеста и разочарования.

Демонтаж трамвайного полотна по ул. О.Тихого, напротив исполкома. Ноябрь 2017 г.

Над КТУ и правда висит какой-то рок последние 16 лет. Старт «убийства трамвая» начался не год назад, а еще под занавес далеких девяностых. Тогда областные власти, подминая под себя весь коммунальный транспорт городов, забрали наше КТУ в свою собственность. Бывалые люди говорят, областные чиновники собирались делать что-то вроде гигантского транспортного холдинга. Что получилось из этой затеи, стало ясно уже в 2002 году. Когда депутаты нашего горсовета, многие из которых и сегодня занимают эти кресла, безропотно приняли обратно из областной в городскую коммунальную собственность КТУ с огромными долгами по заработной плате в несколько миллионов гривен. И случилось неизбежное — город эту ношу просто не потянул. С тех пор дела в КТУ шли все хуже. Маршруты и подвижной состав сокращались, штрафы и санкции росли.

Надо сказать, подрывалась жизнеспособность КТУ часто стараниями самих руководителей города, лоббировавших интересы собственных транспортных компаний, развивавших автобусные маршруты на окраины и тем самым вытесняя трамвай.

Наконец, в декабре 2016 г. было остановлено движение трамвая по единственному оставшемуся маршруту - «четверке».

Директор КТУ Елена Чернявская:

— Я считаю, депутаты приняли единственно правильное решение. За полтора года простоя у КТУ были похищены материальные ценности на сумму почти в 12 млн грн., украли в общей сложности 11 км контактного провода по четвертому маршруту. В начале года было два хищения рельсового полотна - на «водобуде» между улиц Носули и Инициативной срезали 20 и 23 метра пути. Остальная вся длина полотна давно стоит без украденных комплектующих - метизов (болты, шайбы) и костылей. К тому же оставшиеся площади депо нам не принадлежат. Кстати, возможности восстановления третьего маршрута нет уже несколько месяцев. В декабре 2017 года часть рельсов от ЦРБ до школы на Новоселовке (всего 18 км в обе стороны) была продана через исполнительную службу, для погашения долгов предприятия. Что мы восстановим, хотелось бы мне знать? Метр контактного провода стоит без НДС 270 грн. А у нас нет возможности все это охранять, отсюда и решение о ликвидации. В штате КТУ сейчас числятся 4 человека, вместе со мной, плюс еще 8 охранников, принятых по договору. Кстати, я еще не упоминала о долгах. Их у нас более 2 миллионов по Пенсионному фонду, в том числе миллион по льготным пенсиям, 800 тысяч по подоходному налогу, и миллион по ЕСВ. Последний не проплачивался 4 года. А по закону это время не пойдет сотрудникам в стаж, да и на бирже труда они ничего не получали. Да, бывшие сотрудники КТУ рукоплещут решению о ликвидации, надеясь, может им теперь хоть стаж зачтется. Кстати, пока идет констатация «смерти» константиновского трамвая, дружковский не только жив, но и строит планы на будущее. Город дотирует трамвай, видно, считает, что он нужен.

Александр Нефедов, начальник дружковского трамвайного управления:

— У нас с властями одна задача — сохранить трамвай в рабочем состоянии. А если городской электротранспорт обходят вниманием, то завтра он станет банкротом. В свое время никто — ни государство, ни местные власти - не обращали внимание на обновление подвижного состава (последний новый вагон Дружковка получила в 1986 г.) и теперь эту проблему приходится решать. Он очень дорогой. Один трамвай «Татра-Юг» производства Днепра на сегодня стоит 15,5 млн грн. Наш город пошел по пути хотя бы частичного обновления. В 2015 г. было решение сессии о приобретении предприятию вагонов. Мы купили в Харькове три капитально отремонтированных подержанных вагона по 700 тыс. грн. И они себя прекрасно показали в нынешнюю зиму. Ни один маршрут не остановился. Сейчас мы вошли в областную программу, область проводит тендер на приобретение для нас еще 6 вагонов б/у. Мы потихоньку реализовали городскую программу «Город без окраин» - восстановили электротранспорт в двух окраинных микрорайонах, задействовав наконец все 27 км протяженности пути, город помог, закупив троллеи. А с развитием объединенных тергромад вопрос наличия инфраструктуры у соседних населенных пунктов — один из доводов за присоединение. Кто захочет объединяться с городом, где инфраструктура усыхает, социальные объекты сокращаются? Вот и Белокузьминовка, говорят, хочет идти к нам в Дружковку, а не в Константиновку. Впрочем, некоторые константиновские активисты решили не впадать в пессимизм и даже увидели в гибели городского трамвая шанс построить что-то новое.

Так мыслит известный в городе общественный деятель и много лет ратовавший за сохранение КТУ, Александр Меланченко:

— Надо признать, мы прозевали свой трамвай. Ну так давайте используем это как шанс построить что-то новое. Я предлагаю, давайте заменим трамвай другим, более современным видом электротранспорта — электробусами. Это электрические автобусы. Им не нужны рельсы и тем более троллеи. До подзарядки они могут проезжать 15 км. Вполне достаточно для одного рейса. Точки зарядки можно оборудовать на основе старой контактной сети трамвая, она уже есть, готовая. Такие бусы производят во Львове. Да, это затраты, но и хорошая альтернатива трамваю, чью структуру надо сохранить. Тем более, что в области есть средства и программы по развитию электротранспорта, можно попытаться войти туда, побороться. Да в конце концов, деньги от проданного рельсового полотна, те, что останутся от уплаты долгов, можно направить на этот проект.

В.Волошко