У истоков г. Константиновки.

                            У истоков г. Константиновки.

Уважаемые читатели «Провинции»!

Просматривая напечатанные в газете материалы по истории возникновения нашего города, хочу вынести на Ваш суд собственную версию.

В 1970 году наш город отмечал столетие со дня своего основания.  Еще тогда у меня возник вопрос, который долго не давал мне покоя: «Как же так, город основан в 1870 году, а мой прадед Кузьма Яковлевич родился в Новоселовке в 1840 году?» Я начал  искать ответ, расспрашивая стариков и изучая доступные  мне исторические материалы.

Дед, по отцовской линии Трискиба Н.Й., рассказывал мне, что род наш происходит из запорожских казаков. Когда и как они появились в этих краях, он не знал. Свои  поиски я начал с «Истории запорожских казаков» известного украинского историка Д.И.Яворницкого, где нашел описание границы земель, принадлежавших Запорожской Сечи в 1772 году. Привожу цитату: «…от устья Береки к Теплинскому лесу, который принадлежит Святогорскому монастырю, затем по Голой Долине к урочищу Сирковая Могила, от этой могилы к Сухому Торцю на Сиркову плотину, от плотины к урочищу речки Клепан Бык, затем к Песочному броду на Кривом Торце и через верховья речки Крынки к Миусу.» Севернее этой границы были земли России и Войска Донского, а южнее владения Запорожских казаков. Я обратил внимание на «…Песочный брод на Кривом Торце…». Мой товарищ-геолог, который занимался изучением речных систем, утверждает, что броды на реках суть образования весьма постоянные, они существуют веками на одном и том же месте. В подтверждение этому можно привести исторически известные Днепровские броды (Кременчугский , Мишуринский) или Изюмский на Северском Донце. А на Кривом Торце, насколько мне известно, был только один брод , где вода никогда не была выше колен. Это хорошо знают жители Новоселовки. В конце 50-х начале 60-х годов на Торце было два популярных  места для купания: « Морякове», где не каждый мог донырнуть до дна и «Пищане або Милке», где воды по колено и песчаный пляж. Древние торговые пути пересекали реки в местах бродов. В этих же местах всегда были поселения, где жили люди, которые контролировали переправу. То есть с большой вероятностью можно утверждать, что поселение на этом месте существовало с древнейших времен. Позднее я нашел этому немало подтверждений.

В начале 80-х годов я два месяца жил в Киеве. С помощью друзей мне удалось порыться в библиотеке и архиве Государственного университета и Исторического музея. Мне показали материалы переписи Слободских полков в 1732 году. В 1701году из Бахмутских, Торских и Маяцких казаков была создана Бахмутская казачья компания для охраны соляных промыслов. С 1721года она подчинена Санкт-Петербургской Военной Коллегии, а в 1748 году на ее базе образован Бахмутский казачий полк. Полки слободских казаков входили в состав России и несли пограничную службу по Украинской линии, которая отделяла владения России от земель принадлежащих Войску Запорожскому и татарам. В этих материалах кроме переписи слободских казаков указывались и некоторые поселения запорожцев, но отмечалось, что они не являются подданными России. В Переписи учитывались слободские « Торские» казаки, которые живут по реке Кривой Торец. Фамилии слободских казаков я не запомнил, только обратил внимание на то, что у них кроме фамилий указывалось и имя, а у запорожцев записаны только клички. Среди них были фамилии и имена  четверых  слободских  казаков, которые жили при впадении  в Тор речушки Грузской и несли сторожевую и таможенную службу на переправе Песчаный брод а также  Переписи указывалось, что на переправе со стороны Дикого Поля живут и исполняют службу запорожские казаки Берчак, Верещака, Скиба.

Большая часть исторических документов, которые я изучал, составлена на основании преданий и рассказов участников или свидетелей тех давних событий.  Они воспринимаются нами как документальные свидетельства. Поэтому я считаю рассказы моего прадеда заслуживающими не меньшего внимания при изучении истории. Ну и что с того, что они не были кем-то записаны на бумаге? Так давайте запишем и оставим потомкам. В свете сказанного хочу привести рассказ моей бабушки  по матери, в девичестве Трискибы, по «сельскому-уличному» Берчачки. Бабуля моя, Анастасия Кузьминична была человеком уникальным. Прожила 92 года и жизнь свою делила на два периода , до революции –мирное время и после революции –советское время , полное  горя и трагедий .  Была бабушка глубоко верующим человеком,   сейчас я таких не знаю .А главное была любознательна ,её интерисовало всё вокруг. До конца жизни сохраняла память котрой могли-бы позавидовать многие школьники. Её тоже интересовала история возникновения нашей фамилии. В молодости расспрашивала она своего деда, и он ей рассказал о своём  прадеде. Был прадед из запорожских казаков и жил на том месте, где сейчас Новоселовка стоит. В те времена была война с татарами: погибло много народа; были сожжены жилища, многих татары полонили, хотели угнать в Крым. Наши прадеды запорожцы и слободские казаки собрались в отряд и татар побили, освободили невольников, но когда домой вернулись, нашли сожженные жилища и трупы родных. Оставшиеся дома без мужиков казачьи жены, старики и дети сопротивлялись людоловам и были почти все перебиты, но в «полон» не сдались. У нашего предка уцелел только один сын. В бою погиб его побратим, у которого осталась в живых жена с двумя сыновьями. По казацким законам он взял её в жёны и усыновил детей. Звали его Скиба, но после того, как у него стало трое взрослых сыновей, их начали называть трое Скибов-Трискибы. Каждый стал у истока трех родовых линий Трискиб, живших в Новоселовке. Со временем родственные связи стерлись и сейчас мы считаемся просто однофамильцами. Новоселовские старожилы  ещё помнят, что Трискибы по линии моего прадеда Кузьмы Яковлевича, среди односельчан  назывались ещё Берчаками потому, что он построил дом у Берчаковой кручи (обрыва) возле Песчаного брода. Ещё одна связь с переписью 1732 года.

В исторической науке для «хронологических вычислений» на одно поколение отводится 25-30 лет. Посчитав количество поколений и умножив на 25 я получил примерную дату рождения моего предка, который участвовал  в разгроме последнего набега крымских татар-это1740 год. Опять совпадает!

Из исторических документов я знаю, что в  январе 1769 года крымский хан Кырым-Гирей предпринял последний набег на Украину. Описание этого набега оставил его участник  французский консул в  Крымской Орде барон Франсуа де Тотт. Во время этого набега хан разделил орду на три отряда. Один отряд во главе с ханом отправился в западную Украину,  второй  пошёл  вверх  по  течению Днепра, а третий  направился на Слобожанщину, в район нынешнего Донбасса. Этому татарскому отряду удалось сжечь Ясиновый хутор (нынешняя Ясиноватая), Мыкытив хутор (Никитовка), зимник запорожцев в Железной балке (район Горловки) и запорожские зимники в верхнем течении Кривого Торца. После поражением под Бахмутом (Артёмовск)  татары пытались прорваться к Торской крепости ( Славянск), но в Гадючей балке (Белокузьминовка) были перехвачены и разбиты  сводным отрядом запорожских и слободских ( Торских) казаков . Было освобождено много невольников, хотя многие мелкие отряды татар, взяв «ясыр» достигли Крыма. Это ещё одно подтверждение рассказа моей бабушки. Не могу удержаться, чтобы не привести ещё одно доказательство : нвосёлоцы помнят, что  когда возле 9-й школы строили школу-интернат то разворотили старое кладбище и детвора среди истлевших костей находла монеты 1760-1780 г.г.

Исходя из всего выше сказанного, берусь утверждать, что поселению запорожских казаков, из которого вырос  город Константиновка, много сотен лет и находилось оно на месте нынешней Новосёловки возле древнего Песочного брода, да  в этом можно  убедиться если внимательно изучить карту Екатеринославской губернии 1812 года. Однако существует мнение что прообразом города Константиновки является посёлок Сантуриновка ,которую в 1812году основал царский слуга Номикосов поселив два десятка крепостных российских крестьян на берегу Торца где нет естественных переправ на другой берег. Приведенные мною материалы говорят о том, что истоки города локализуются в другом месте, да и статистика вещь упрямая. В1884 г.  в Екатеринославе  был составлен «Губернский земский статистический сборник» в котором  указано население Сантуриновки 462 человека ,а население Новосёловки 786 человек.

Аргументировано настаиваю, что наш город начинался не с крепостных крестьян, живших  в  Сантуриновке  или Старой деревне, а с вольных запорожских казаков, живших в Новом селе – Новоселовке  на Песчаном броде.А учитывая историческую особенность переправ через реки, можно с  большой вероятностью предположить ,что поселение здесь существовало со времён скифов а может быть и раньшею Но это уже другая история.

С уважением и любовью к малой Родине Трискиба В.И.

 

 

 

 

  

 

 

 

Форум