Билет с «открытой датой»

В городском управлении труда и соцзащиты населения состоялась встреча журналистов местных СМИ (в количестве трех человек) с начальником отдела контроля за соблюдением законодательства при назначении (перерасчете и выплате) пенсий ПФ Таисией Павлюк.

Честно сказать, собираясь на встречу, я готовилась к формату «круглого стола» с достаточно широким кругом приглашенных. В общем, готовилась к серьезной дискуссии, но оказалось — дискутировать не с кем. И, видимо, так и было запланировано — дать прессе информацию, а дальше пусть она несет ее в «массы»… Что и говорить, странная позиция для тех, кто печется о пенсионной реформе…

Итак, что же нам рассказали? Основные новации, кстати, достаточно озвучиваемые центральными телеканалами, таковы:

1. Повышение пенсионного возраста женщин с 55 до 60 лет. Начнется с февраля 2011 года на полгода ежегодно и продлится до 2020 года.

2. Повышение пенсионного возраста для мужчин-госслужащих, родившихся после 31 декабря 1952 года.
3. Увеличение выслуги лет для получения пенсии военнослужащими с 20 до 25 лет.

4. Увеличение минимального стажа, необходимого для получения обычной пенсии (с 20 до 30 лет для женщин, с 25 до 35 лет для мужчин) и социальной пенсии (с 5 до 15 лет).

5. Пенсии будут назначаться, исходя из данных персонифицированного учета (т. е. С июля 2000 г.), заработок будет учитываться без материальной помощи.

6. Работающих пенсионеров лишат надбавки за сверхурочный стаж и доплат, которые возникают при увеличении прожиточного минимума.

7. Учителям, медикам и работникам культуры при уходе на «заслуженный отдых» будет положена единовременная выплата — 10‑кратная пенсия.

8. Максимальная пенсия составит 12 минимальных объемов пенсий (в данный момент это 8,8 тыс грн.)

9. Предлагается ввести накопительный уровень государственного (обязательного страхования). Размер взноса планируется поступательно увеличить с 2 до 7 процентов. Участниками этой системы станут те, кому на дату ее введения исполнилось 35 лет. Правда, условием начала функционирования этой системы является бездефицитность ПФ.

Не вдаваясь в дальнейшие специфические подробности новаций, призванных частично сократить дефицит бюджета ПФ (даже приведенные девять позиций наглядно говорят, за чей счет произойдет «реформирование»), позволю высказать свое мнение. Остановлюсь на разделе, который касается так называемого 2‑го уровня накопительного общеобязательного пенсионного страхования.

Я начала изучать в целом систему накопительного пенсионного обеспечения в декабре 2006 года. Поэтому лично для меня пенсионная реформа началась с Постановления Кабинета министров от 15 декабря 2005 года «Об утверждении стратегии развития пенсионной системы», согласно которой второй уровень должен был появиться уже в 2009 году. Увы, с наступлением кризиса и снижением доходов ПФ идею отложили на долгосрочную перспективу. В нынешнем проекте Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» вновь стоит вопрос о внедрении второго уровня. Но, опять‑таки, он остается без ответа. А все потому, что ввести его можно лишь при бездефицитности ПФ.

Согласно большинству источников, чтобы не пугать людей, называлась цифра дефицита ПФ порядка 30 млрд грн. На самом деле, он значительно больше, Николай Азаров 5 января с. г. заявил, что поддержка ПФ из госбюджета в прошлом году составила 60 млрд. грн. И добавил, что только за две недели нового года для бесперебойной выплаты пенсий из госбюджета необходимо выделить ПФ около 9 млрд. грн. Поэтому, когда правительство обещает запустить второй уровень пенсионной системы уже в 2012 году, возникает вопрос: «Каким же образом будет достигнута бездефицитность ПФ?» Ведь соотношение тех, кто зарабатывает на жизнь самостоятельно, и тех, кого нужно кормить, меняется не в пользу достижения бездефицитности бюджета ПФ.

Причина — в нашей бедности. Отсюда и низкая продолжительность жизни и острота вопроса повышения пенсионного возраста. Фактически, у нас есть билет, но с «открытой датой»…

Считаю, что даже при запуске государственной накопительной системы проблема не решится. Особенно, если «накопление», как это планируется, будет заключаться в принудительном отчислении работодателем средств в Пенсионный фонд. Проблему надо решать с другой стороны. Не каждый может заработать себе на старость, но каждый может делать себе сбережения. И необходимо, чтобы небольшие сбережения, делаемые на протяжении жизни, имели экономический смысл.

Дайте людям возможность выбрать ту форму сбережений, которой они больше доверяют. И без 3‑го уровня, — накопительного негосударственного пенсионного обеспечения, — нам не продвинуть пенсионную реформу. А специалисты по накопительному пенсионному обеспечению в Украине есть.

Надеемся, читатели примут самое активное участие в обсуждении пенсионной реформы.

Свои замечания и соображения направляйте в редакцию «Провинции», пишите на сайт или отправляйте на электорнный адрес автора: L. Panchenko [at] i.ua

Людмила Панченко, член НСЖУ.