Один на один с «драконовскими» тестами

Во вторник, 22 апреля, главное событие нынешнего года в образовательной сфере наконец стало реальностью - учащиеся прошли первое независимое тестирование. Проходили обязательный для всех тест по украинскому языку и литературе около тысячи нынешних одиннадцатиклассников и выпускников прошлых лет. Все они к одиннадцати утра собрались на четырех пунктах по тестированию, оборудованных в общеобразовательных школах № 3 и № 15, образовательно-воспитательном комбинате (бывшей ОШ №17) и индустриальном техникуме, где тестировались выпускники школ прошлых лет.


Процедура независимого оценивания знаний детей была обставлена серьезными предупредительными мерами, призванными исключить утечки, подсказки и т.п. Тестовые задания привезли в город всего за день и они находились под охраной милиции до самого начала процедуры. На пункты тестирования школьников распределял централизовано Украинский центр оценивания качества образования. По положению, в аудиториях были запрещены мобильные телефоны, дети приходили сдавать тесты только с паспортом и ручкой.

Двор третьей школы с утра был заполнен детворой и транспортом. Этот пункт принимал двести сорок городских и районных школьников. Автобусы привезли детей из школ Александро-Калиново, села Артема, Ильича, Веролюбовки, Степановки, Новодмитровки.

По отзывам и самих детей, и сопровождавших их педагогов, волновались все, в основном, опасаясь, что тесты окажутся слишком сложными, да и процедура непривычная. У большинства еще свежи воспоминания по поводу прошедшей в конце марта «репетиции» - пробного тестирования. Там все было как на официальном тестировании, за исключением того, что эксперимент не носил обязательного характера и был платным. Участвовало в нем 82 одиннадцатиклассника и результатами остались недовольны и педагоги, и школьники. Они оказались неожиданно низкими, правильно выполнили задания чуть больше половины учеников. В Константиновке история с днепропетровским скандалом по поводу неграмотно составленных пробных тестовых заданий развития не получила, да и составляли их для области специалисты Донецкого института последипломного образования. Но и в них дети и педагоги обнаружили погрешности:

- Мы с детьми находили ошибки в пробных заданиях, - подтверждает Елена Васильевна Шкуридина, учитель ОШ №3. - Были неоднозначные ответы, где подходил и первый и второй варианты, некоторые требовали более глубоких знаний предмета, по крайней мере, на уровень школьной олимпиады. Но, надеемся, что настоящие тестовые задания были перепроверены и будут представлены в безупречном виде, как нам и обещали.

Несмотря на то, что реформа готовилась несколько лет и преследует благие цели – уменьшить коррупцию в сфере образования и сделать доступной высшую школу для детей независимо от доходов их семей, педагоги и ученики по разному оценивают новшество.

Одиннадцатиклассник Александр, пришедший сдавать тесты в ОШ № 15, от процедуры не в восторге:

- Пробные тесты я не проходил, денег жалко. Думаю, сейчас будет все нормально, мне еще проходить тестирование по истории Украины и правоведению. Раз ввели такие правила, то придется их соблюдать. А вообще, я бы этому министру сказал пару слов.

- Я сторонник тестирования, - объясняет Валентина Вихор, классный руководитель 11-Б, ОШ №3, - преподаю английский. На Западе, например, давно введена эта система, идет сертификация знаний. Но по-моему, эту реформу надо было готовить тщательней. Дети оказались психологически не готовыми, да что там, некоторые педагоги узнали об этом новшестве не так давно. Мы до сих пор не можем вразумительно объяснить родителям некоторые моменты тестирования.

Татьяна Прийменко, учитель украинского языка и литературы общеобразовательной школы села Марково привезла на тестирование пять своих одиннадцатиклассников с другим настроем:

- Нам процедура тестирования уже знакома, два года назад Константиновский район принял участие в эксперименте, сдавали тесты по истории и языку. Результаты тогда были неплохие, думаю, и сейчас дети справятся.

Ее ученица Светлана волнуется:

- Я хочу поступать на фармацевта, весь год усиленно штудировала мову, а тут ввели еще и литературу, о чем стало известно только зимой. Я, конечно, готовилась, но времени, боюсь, было маловато.

Тестирование закончилось через три часа. Для одиннадцатиклассников оно оказалось настоящим «единоборством» с заданиями – в аудиториях не более 15 человек, которым было запрещено общаться друг с другом. Даже в туалет можно было выйти только в сопровождении дежурного преподавателя.

По отзывам школьников первый опыт оказался для них довольно сложным, не все успели выполнить задания в полном объеме, кое-кто не успел одолеть творческую часть.

- Если честно, то мы все были перепуганы,  очень переживали, - делился впечатлениями Антон, ученик ОШ № 5. - При нас открывали пакет с тестами, обязали засвидетельствовать его целостность, одни правила зачитывали минут сорок. Тесты были рассчитаны не на среднего ученика, а на медалистов. По-моему, возможности учеников составители преувеличили. Особенно сложными были задания по литературе.  Три часа еле хватило, я сдал тесты в последнюю минуту.

После испытания пакеты с заданиями отправлены в Донецк, в региональный центр оценивания, где их проверит специальная комиссия, как говорят, из представителей другой области. Результаты, по словам помощника уполномоченного по пункту тестирования в ОШ № 3 Елены Шкуридиной, дети получат через несколько дней, а сертификаты им выдадут к концу мая.

Следующая дата тестирования – 29 апреля, будущие выпускники будут демонстрировать свои знания в математике.

В. Гейзер.