Субсидии насчитают по-новому

С наступлением осени и приближением отопительного сезона   эта тема выходит на первый план. Из-за новых коммунальных тарифов ожидается  невиданный  наплыв соискателей  этих льгот. В прошлом году  в УТиСЗН таких зафиксировали 10 тысяч, в этом сезоне ожидают как минимум в два раза большее число.

На сегодня в городское управление труда и соцзащиты обратилось около 2 тысяч человек и поток людей только нарастает.  Между тем  в данной сфере  произошли серьезные изменения и  начислять жилищную льготу будут теперь  по-новому.  Что повлечет определенные последствия для  граждан, претендующих на их получение.

Новый порядок начисления определило августовское постановление Кабмина № 409 «Об установлении государственных социальных  стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания». Оно существенно сократило нормы  потребления  по всем видам коммунальных услуг и  ввело  дифференцированный подход к доходам каждой обратившейся семьи. Все это, как  прогнозируют специалисты управления соцзащиты, не  перекроет доступ к субсидиям для горожан, ведь зарплаты и пенсии у большинства не увеличились, но  для  некоторых их категорий уменьшит суммы льгот и увеличит обязательные платежи.

Кто выиграл, а кто потерял от нового порядка, и что все это означает на практике, мы попросили  объяснить  начальника отдела субсидий  Константинговского УТиСЗН Елену Паршину:

— Правительство ввело социальные нормы и социальные нормативы при начислении субсидий. Например, раньше норма жилой площади, на которую назначалась субсидия при отоплении, или квартплате, была одинакова для всех — 21 кв. м на человека и 10,5 кв. м на семью, в сумме — 31,5 кв. м. Сейчас норму жилплощади увеличили: на одного человека отведены 13,65 кв.м  и 35,22 кв.м на семью.   В сумме — 48.87 кв.м. Но теперь мы будем субсидировать только  вот эту социальную норму. Не больше этого предела. Еще в прошлом году  тоже  субсидировалась норма, но разрешалось выносить на городскую комиссию по субсидии «излишки». Та могла назначить субсидию на общую площадь, например, для пенсионера, но теперь они такого права лишены. Отныне если у человека 100 квадратов жилплощадь и он зарегистрирован в нем один, то субсидию назначат только на 48,87 кв. м. Остальные «апартаменты» жильцу придется оплачивать самостоятельно. Это новшество  не обрадует главным образом одиноких домовладельцев в частном секторе, или собственников просторных квартир в многоэтажках.  

Уменьшили нормативы и по природному газу. Прежде государство субсидировало 11 кубов газа на один квадратный метр жилплощади. Сейчас этот норматив понижен до 7 кубов. К тому же введены и коэффициенты для каждой области, который умножается на норматив. При наличии печки и колонки добавляется еще 18 кубов голубого топлива  на человека,  только с печкой  — 9, но больше, чем на 402 куба мы субсидию не дадим.

Нормативы по воде с 7 кубов на человека, урезаны  почти в два раза — до 4. Есть изменения и по свету. Например, социальная норма, которую государство готово субсидировать составляет 90 кВт в месяц для семьи из одного человека, плюс 3 кВт на каждого члена семьи, но не более 210 киловатт в месяц.

Все это должно побудить  потребителей экономить ресурсы изо всех сил. Хозяин жилья  теперь точно постарается не вылезать за нормы субсидий, ведь за каждый куб и метр придется доплачивать.

С учетом доходов получателей тоже произошли коренные перемены. Ранее, если у претендента вовсе не было доходов, то для расчетов брали не облагаемый налогами минимум — 17 грн. Сейчас же будут учитывать сумму прожиточного минимума — 1255грн. Это автоматически  в несколько раз увеличит обязательный платеж за коммунальные услуги. Для сравнения: в первом случае он составлял 2 грн., по новым правилам — уже 182,7 грн.

Раньше мы делали перерасчет по факту. Например, если давали субсидию на 370 кубов газа, а человек израсходовал 300. Теперь  этот порядок  отменили, а неизрасходованные кубы  засчитают как переплату обязательного платежа.

Изменили  и процент обязательных платежей. Прежде он был фиксированным — для пенсионера составлял 10% его дохода, для трудоспособных 15 %. Теперь  для каждой семьи он будет разным, в зависимости от ее достатка. В формулу расчета включили среднемесячный доход семьи на одного человека. К примеру, для двух пенсионеров с пенсиями в сумме 2.200грн (делим на двоих)  он будет 1.100грн.  Делим  их на усредненный прожиточный минимум (1176 грн на 2014 г.), вновь делим на 2 и умножаем на 15, получается,  их обязательный платеж по коммуналке составляет 7%.

Если  же человек прописан один, и у него относительно большая  пенсия в 3.500 грн., то по тем же расчетам, его сумма обязательного платежа составит уже 22,32%. Это 780 грн, в противовес 350 грн  (10% от пенсии) которые он платил в прошлом году.

Но есть и положительная сторона медали. Для  людей,  живущих в небольшой квартире, с маленькой  пенсией, такой порядок начисления субсидий будет выгоден. Если раньше  одинокий  пенсионер с доходом, например, в 949 грн,  платил за коммуналку обязательные 94.90 грн,  а субсидия составляла 255 грн., то сейчас он заплатит 6% от своего дохода,  и его обязательный платеж  сократится до 57.4 грн.  То есть размер субсидии у него увеличится.

Выгоден такой дифференцированный порядок и одиноким мамочкам с минимальным доходом и  семьям с детьми.

В.Волошко.