Авария на аммиакопроводе: свищ под землей и свищ в головах

Утечка на аммиакопроводе в Александро-Калиново обострила проблемы взаимоотношений тех, кто работает на земле, и тех, кто ее загрязняет и должен следить за тем, чтобы этого не было.

Мы уже давно привыкли сетовать на «Стирол» и других «химиков» в случае почернения помидоров, неурожая огурцов или пожелтения капусты. При этом МЧС, местные чиновники (особенно из санстанции) всегда называют это паникой, распространением глупых слухов и т. п. Но на прошлой неделе произошел случай, показавший, что всё-таки при желании можно найти, на языке юристов, причинно-следственную связь между нашими эко-проблемами и теми, кто их породил.

Тошнило до

За несколько дней до обнаружения утечки аммиака, жители верхней части Александро-Калиново (в народе еще сохранилось ее древнее название хутор Васильевка) стали обращать внимание на то, что резко почернели помидоры и кабачки, а фасоль и горох просто «сгорели». «Опять что-то на «Стироле» грохнуло», — говорили селяне. И были правы. На «Стироле» 14 июня, действительно, во время запуска сернокислотного цеха произошла очередная авария, в результате чего отравление получили 13 человек.

Но суббота принесла другую весть: источник «пропадания» урожая нужно искать ближе — на аммиакопроводе, что в 2 км от села, произошла авария. Вот официальная сводка МЧС: «На подземном аммиакопроводе Горловка-Лозовая образовался свищ с последующей утечкой остатков аммиака. Авария произошла в 10.20 час. 15 июня, на открытой территории возле с. Александро-Калиново, Константиновского района. В 21.00 аварийно-ремонтной службой госпредприятия «Укрхимтрансаммиак» восстановительные работы завершены. Жертв и пострадавших нет. Угрозы населению и окружающей среде нет». Причем спасатели признают, что утечку выявили не сами, а приехали по сигналу задыхающихся от смрада жителей. Таким образом, начало вытекания аммиака в землю не знает никто. Есть очевидцы, которые утверждают, что слышали запахи дней за 5 до обнаружения утечки.

«Подождите, подождите! — припоминают жители села. — Так кроме урожая, и мы сами еще за неделю до аварии стали чувствовать себя плохо — глаза слезились, мучили приступы кашля, тошноты». Теперь они понимают, отчего всё это.

Тошнило после

В субботу всё село «было на ушах». Пожарные машины и другая техника скопились на месте утечки, начальство разного уровня посетило место аварии, а пронырливые журналисты «пытали» селян каверзными вопросами. «На моих грядках после аварии уцелели только морковь и лук, — говорил на камеру александро-калиновец Владимир Дидученко, двор которого ближе всех к утечке аммиака. — Этим трубам уже около полувека — как они не будут протекать?».

«На выходных мы с мужем страшно задыхались, даже голос пропадал, — добавляла Любовь Опаренко. — Супруг носил сено и вдруг стало плохо, даже рвота началась».

Фермер Александр Коденко рассказал нам, что аммиак сжег у него около гектара подсолнуха. Всему причиной был ветер, который поднял отравляющее облако и опустил на поле Александра. Кстати, если утечка была не один день, то такие облака, ясное дело, могли «сползать» в низину, где расположена основная часть села.

Но сам Александр ущерб, который он понес в результате утечки, не преувеличивает. Телевизионщикам он сказал, что ущерб составил около 20 тысяч гривен, а через два дня нам назвал свои претензии на порядок ниже. «Да и вообще, я надеюсь, что мы с этими «химиками» разойдемся миром, без суда...» — считает добрый фермер.

Хотя селяне отмечают, что даже через три дня после аварии удушающий запах в некоторых местах остается («воняет химией»). Скорее всего, земля сильно пропиталась аммиаком и не всё испарилось. Но фактически эта земля мертва.

Не тошнило никогда

А вот Николай Колесник, начальник участка Горловка-Лозовая, предприятия «Укрхимтрансаммиак» (которое, как сказано на их сайте, «обеспечивает ритмичную, безопасную и надежную эксплуатацию магистрального аммиакопровода «Тольяти-Горловка-Одесса», прокачивающего более 3 млн тонн в год»), говорит с оптимизмом о произошедшем. Он утверждает, что ничего страшного не случилось. Он уже видел такие последствия после утечек аммиака: «Пусть подождут пару недель. Растения придут в норму, а потом, как это было на других полях, могут даже обогнать по урожаю соседние». Мы проконсультировались у ученых Донецкого биофака, они такого оптимизма не разделяют и говорят: всё зависит от того, сколько аммиака попало в почву.

Что касается влияния аммиака на здоровье селян, то начальник участка говорит, что сейчас они работают над тем, чтобы разойтись с пострадавшими мирно.

Н.Колесник рассказал, что уже около месяца трубопровод не используется. Поэтому, по его мнению, не было давления и датчики, установленные на аммиакопроподе, не зафиксировали этой микроскопической утечки, сигнализация не сработала и не были включены отсекательные клапаны, локализирующие место повреждения.

Николай Афанасьевич считает, что наиболее вероятной причиной повреждения трубопровода стало близкое нахождение высоковольтной линии электропередач. Что создало блуждающие токи, повергшие за собой разрушение металла. Н.Колесник сказал, что в последний раз плановая диагностика этого участка была относительно недавно — 2 года назад.

Что касается реакции руководства райгосадминистрации, то её председатель С.Чертков сообщил нам, что в настоящее время они ищут договор на аренду земли района этим самым «Укрхимтрансаммиаком», чтобы посмотреть — что они обязаны делать, за что несут ответственность и что район получает от этого опасного арендатора.

В конце опять хочется вернуться к «Стиролу» и его владельцу Д.Фирташу, чей аммиак так долго вдыхали селяне. Сказывают, этот миллиардер не так давно, в канун последних выборов, соизволил прилететь на вертолете на свой химзавод, и на обращение горловского мэра — помочь сделать дороги в городе — ответил, что это не его проблемы. Говоря языком кино-классики, «Проблемы индейцев шерифа не волнуют».

На четверг назначена сессия Александро-Калиновского сельского совета, где как раз и будет рассмотрен вопрос о сложившей ситуации и о возмещении ущерба пострадавшим. Интересно, а волнуют ли «проблемы индейцев» самих «индейцев»?

Напомним, что место аварии для нас уникальное — оно превращается в туристическую мекку. А такие аварии могут попросту перечеркнуть всю проделанную по зеленому туризму грандиозную работу.

В.Березин.