По воспоминаниям старожилов, первое, что сделали большевики, когда вошли в Софиевку (ныне - село Артемовка Константиновского района), это сожгли богатейшую библиотеку, которая хранилась в ремесленном училище. Дело в том, что она, как и само училище, были панскими, а сам этот пан Бантыш «скомпрометировал себя нещадной эксплуатацией крестьян». Даже, якобы, история Софиевки началась с того, что Бантыш выменял на породистых собак крестьян и поселил их на этом месте.
От здания старого ремесленного училища в Артемовке ничего не осталось. Оно было на месте этой детской площадки и здания нынешней сельской школы.
Но, как известно, рукописи не горят, и вот в августе этого года на сайте Донецкой обласной организации Национального союза краеведов Украины один из историков разместил 25 страниц того, что, казалось, сгорело безвозвратно - «Сведения о ремесленном отделении при земском Софийском двуклассном училище Казенно-Торской-Алексеевской волости, Бахмутского уезда в имении дворянина Александра Федоровича Бантыша за 1896-1897 учебные годы». Эти материалы были взяты из Днепропетровского архива, где хранятся документы Екатеринославской губернии, куда входил наш край. Они сохранились в приложениях к 32-й очередной сессии 1898 года Екатеринославского губернского собрания. Дело в том, что на сессии решался вопрос о выделении бюджетных средств на содержание этого заведения, поэтому руководство училища и отправило губернскому начальству данные Сведения, добавив к ним проект Устава ремесленного отделения и план размещения училища.
Читая документы, просто диву даешься, как могли практически сто лет упоминать об этой «бурсе» только в одном контексте: «Заводы и фабрики в 19-м веке требовали квалифицированных рабочих, что вынудило помещика Бантыша основать в селе ремесленное училище».
Вынудило?! Да это было его детище, в которое Александр Федорович вкладывал всего себя. В Сведениях (по нынешним меркам - отчет за учебный год) сказано, что училище существовало за счет трех источников финансирования: за год за счет ассигнований было выделено 200 рублей, земство дало 430 рублей, а Бантыш - 370 рублей.
Напомним крылатую фразу, что на 5 рублей тогда можно было купить корову. К этому времени училище состояло из построенных исключительно на средства Бантыша 7 зданий, в том числе столярно-токарных (открыли в 1887 г. ) и кузнечно-слесарных (в 1889) мастерских; той самой, сгоревшей в 1917-м, библиотеки с учительским и техническим фондами, флигеля с квартирами мастеров-преподавателей, каменным сараем с ледником, домом для учителей (как говорится в отчете, каждая квартира состояла из двух больших меблированных комнат, кухни, сеней и кладовой).
При училище был шикарный сад (о нем еще помнят старожилы села), о котором написано, что в нем росли яблони, груши, сливы, вишни, виноград, крыжовник, малина, смородина. На других участках росли хвойные деревья: ели, пихты, сосны, можжевельник. Между участками были цветники. Все, в том числе огород, возделывалось «бурсаками». В саду имелись пасеки: училищная и учительская, на которых ребята изучали пчеловодство.
Из преподавателей в Сведениях упоминается заведующий ремесленного отделения Федор Саввович Гудименко (он, скорее всего, и делал этот отчет), а также мастера-преподаватели Исидор Зуев и Моисей Прокопенко. Интересно, что у них годовое жалованье составляло по 300 рублей, а у завотделения - всего 150.
Преподавали в училище (в материалах даются подробные программы) механику, термодинамику, технологию металлов и дерева, рисование и черчение с натуры, токарное, слесарное, кузнечное, сварочное, малярное дела. Студенты исследовали через микроскоп строение древесины, чтобы потом понять механизмы высушки и обработки, выстраивали эпюры на проекционном черчении (теперь это называют «начертательной геометрией»), вычерчивали с натуры инструменты. Три дня в неделю, по усмотрению преподавателя физкультуры, вместо занятий в мастерских была гимнастика.
Учились здесь почти все дети крестьян Софиевки (у них был приоритет) или Бахмутского уезда. Часто Бантыш привозил «бурсаков» из своего главного имения в Харьковской губернии (ныне Бантышево).
Полный курс обучения продолжался 3 года. Увы, если кто-то по неуважительной причине бросал учиться, то родители должны были возместить потраченные на учебу деньги, по 5 руб. за месяц (весомый стимул не «шланговать»).
Каждый учебный день начинался в 8 утра с молитвы, продолжался ручным трудом в мастерских до 16.00 (перерыв на обед и отдых 1,5 часа). С 16 до 18 были классные часы.
Учились и в субботу, но без классных часов.
Кстати, учащиеся не только продавали свои изделия, но и принимали заказы, оказывали услуги по ремонту. «Чистой прибыли от этого в год получали, за вычетом расхода на материалы, 36 руб. Сумма невелика, но ведь надо иметь в виду, что мы учим, слава Богу...» Интересный момент — изделия «бурсаков» продавались крестьянам с рассрочкой платежа на год и более.
К концу учебы практически все могли производить «изделия, имеющие ценность, которые можно сбыть в местном районе». Главным образом, это были сельхозорудия (веялка, плуг) и предметы сельского обихода (бричка, буккер, сундук, диван и т.д.).
В одном наборе ремесленного отделения учеников было немного - до 20 человек.
Вот как занимались их поведением: «Воспитательная часть следит за тем, чтобы при исправлении учеников принимались меры гуманные, и только в крайних случаях практиковалось уменьшение отметки по поведению, удаление на время из класса. Внешкольных наблюдений, хождений по квартирам учеников не производится, т.к. ученики – дети местных крестьян и живут у родителей или в крестьянских семьях, известных училищу по своему нравственному влиянию на квартирантов».
И итог: «Ученики, закончившие курс ремесленного училища, открывают мастерские в родных селах, поступают мастеровыми в частные мастерские или же на ближайшие заводы: Никитовский рудник, Дружковский сталелитейный и рельсопрокатный — мастеровыми и чертежниками. Труд их всех порядочно оплачивается (приводятся примеры конкретных выпускников, получающих по 70 и 120 рублей в месяц — ред.)»
Отметим, что школу в Софиевке, из которой мальчишки шли в училище, также построил и содержал хозяин поместья. Ну, а о том, как он относился к «птенцам гнезда софийского» (София - рано умершая дочь Бантыша, в честь которой он назвал село) говорится в окончании Сведений: «Каждому, закончившему полный курс, попечитель А.Бантыш лично дарил Евангелие и карманные часы, а лучшим - книги технического содержания».
В селе до сих пор помнят 80-90-летних стариков, которые оставались прекрасными кузнецами и плотниками, пользующимися авторитетом и спросом до конца своих дней. Они окончили училище Бантыша и всегда с уважением произносили его имя.
В.Березин.
Comments
Мои родители и прадеды родом
Мои родители и прадеды родом из Артемовки - но часто месные говорили Бантишево або Бантишiвка)
Я сам помню здания училища - в советские времена там была школа и здания для учителей, но в конце 60-х школу закрыли и начали возить учеников кажется в Торское или Павловку. Тогда же и перевели обучение на русский язык. Старые сады помню (недалеко от сельсовета) - во времена моего детства они уже практически выродились и за ними никто не ухаживал
Полагаю, что здание нынешней церкви (возле кладбища) тоже еще паньске. В советское время там был клуб и там "крутили кино". Бабка рассказывала как до войны церковь закрывали и делали клуб. Большое здание старого сельмага тоже не очень на советское похоже, да и бывшие медпункт или библиотека (в советские времена) тоже старые
Мой прапрадед по материнской линии Скорик Никифор (родом из Сибири) как раз был обменян еще пацаном за породистого цуцика паном Бантишем - так мать и бабка рассказывали. Его день рождения около 1840-1850 - был сапожником.
спасибо
Александр, спасибо за Ваш отклик.
Я сбросил Вам свой телефон и электронный адрес.
Давайте напишем о вашем уникальном прадеде и роде из Бантышево.
Это действительно старейшее наше поселение и о нем еще рыть и рыть.
Із неопублікованого
Із стенограм подій групи учасників революційних подій по Костянтинівського району.
После майские дни.
Гр. Сидоренко Роман и Бабаков Сергей
…-Здесь подготовка к Учредительному собранию, объявлены были списки разных партий. Особенно сильно развернулась эсеровская агитация, выступали эсеры во главе с Гончаровым Филиппом из деревни Ворошиловской, агитируя за списки № 5. Контр выступления Полякова и его товарищей велось в направлении агитации за список № 9. Агитация Полякова чем далее приобрела усиленный характер, усиливаясь возмущением солдатами фронтовиками….
В этот же период было постановлено общим собранием разобрать имение Бандыша и разделить как живой, так и мертвый поровну между собой. Разделить на равные части не удалось, так как ночью после постановления зажиточная часть крестьянства подводами разобрала все имущество, сколько кто мог захватить. После — ред.) Захвата власти немцами, где сразу же поручено помещиком Бандышем гр. Балыку Т. П. взыскать все помещичье имущество и восстановить вновь имение. Часть имущества было возвращено. Немцами были арестованы за разборку имения граждане Скорык И. В., Бук А. Ф., Половой С. Р., Ситник Т. М. и другие…
(После — ред.) Захвата власти немцами, где сразу же поручено помещиком Бандышем гр. Балыку Т. П. взыскать все помещичье имущество и восстановить вновь имение. Часть имущества было возвращено. Немцами были арестованы за разборку имения граждане Скорык И. В., Бук А. Ф., Половой С. Р., Ситник Т. М. и другие…
При захвате власти Деникиным, карательный отряд жестоко расправился с участниками разборки.
Имения, из которых расстрелянных гр.Денисенко М. П. и Тремба П. А., многих избивали плетью и шомполами.
При взятии власти Красной армиею земля отдана населению, восстановлена школа, отобрана церковь под сельбуд, где во всей работе принимали участие Сидоренко Р. И. и члены Ревкома Масюков С. И., Кириленко П.И.
С поданным верно секретарь ячейки – Е. Харченко.
Приложение к протоколу № 1 от 14 августа 1927г.
Скорики
Ответ на Із неопублікованого от kornienko
<..Филиппом из деревни Ворошиловской, агитируя за списки № 5...>
я так понимаю, что это деревня через речку Казенный Торец от Артемовки - называли Ворошиловка - ныне Торецкое
<.. Скорык И. В...> интересно кто это? может ошиблись в инициалах? Вроде Скорикiв больше не было в селе. У Скорика Никифора было 4 сына: Иван (самый старший), Кирилл, Василий(моя ветвь - у него был только один сын Николай - остальные дочки), Федор(самый младший). Если это Иван, то очень интересно получается - его как кулака раскулачили и выслали на Соловки
<...Балык, Масюков, Ситнiк...> эти фамилии были в селе и при мне - остальные не знаю
<Приложение к протоколу № 1 от 14 августа 1927г.> я так понимаю, что протокол написан через несколько лет после событий (?)
А кто-то занимается историей Артемовки (Бантишiвки) из местных? я бываю там ежегодно
Софіївка
<.. Скорык И. В...> интересно кто это? может ошиблись в инициалах? На це питання не можливо відразу дати якусь відповідь. Є вірогідність помилки стенографісткою, і моєї. Спробую ще раз пере провірити Лист 62 архівної справи.
На ваш розсуд додам заголовок до теми «После майские дни», де фігурують ще декілька свідків -
Заседание групп участников ре движения с Артемовска период 1917 г. состоявшегося 14 –го Августа 1927г.
Присутствовали :
Сидоренко Роман Игнатович, Бабаков Сергей, Кириченко Антон, Холод Стефан, Харченко Ефросинья.
Заседание открылося в 18 ч. Закрылося в 21ч30 мин.
Повестка дня: …
…. Далі безпосередньо свідчення Сидоренка і Бабакова.
Де що з минулого Софіївки мені переповідав Сашко Сосницький.
Особливо вразила розповідь про те, як з сільської церкви місцевий в двадцяті роки минулого сторіччя мешканець спробував за наказом влади зняти хреста. З слів Сосницького,тільки що селюк взявся за хрест, як на подвір’я церкви прибіг його сусід і повідомив: - Твоя корова потрапила в багнюку (чи то криницю) і скоро потоне. Іншої спроби селюк вже не чинив. На скільки достовірне це свідчення – на ваш розсуд.
Звiт до 10 рiчницi
Дякую! то мабуть звiт про подii у Артемiвцi до 10 рiчницi жовтневоi
Холод Стефан - то чоловiк сестри мого дiда по батькiвськiй - дiти переiхали до Констянтинiвки. Донька Варвара вийшла замiж за Потанiна - був мiнiстром чорной промисловостi (якось так) в урядi Хрушова. Жила до кiнця у Москвi - мала 3 синiв i доньку. Син Холод Федiр жив теж у Констянтинiвцi - мав сина i доньку
Олександр Сосницький ще живий? коли була з ним розмова про це?
На жаль, буду тепер вдома через 2 тижнi - тодi i пiднiму своi паперовi архиви
Дякувати Богу, разом ми
Дякувати Богу, разом ми віднайдемо і відтворимо під забуте минуле і зробимо висновок та й підемо далі. Все ж сліди ( скоріш наслідки) наших пращурів не обов’язково відшукувати в архівах, досить вийти на вулицю і побачимо ці відбитки якщо і не на ґрунті біля своєї домівки то в душах пересічних. На жаль вони не повернуться і ми достовірно не зможемо дізнатися, чому ходили такими стежками. Як кажуть, поодинокі могили серед поля широкого, а рядом зовсім не козак ,а мертві Януковича тітушки творять тризну на землі Донецькій.
Просмотрел свои архивы и
Просмотрел свои архивы и поговорил с матерью (ей 88) и сошлись на мнении, что наверное путаница произошла с якобы переселенцами из Сибири из-за колонии немцев. Они жили еще со времен Екатерины II недалеко от Бандишiвки как минимум в 3-х местах: 1 - на хуторе Вiднога (посередине между Чорноморськими могилами и Русын Яром ~10км от Артемовки - сейчас там уже нет никаких следов) из ~20 дворов у них было больше половины, 2 - Русын Яр ~20 дворов, 3 - хутор Вороный (чуть дальше Вiдноги) ~20 дворов. Мать родилась на Вiднозi. После начала коллективизации и после голодомора немцы в 1934-35 гг почти все уехали из СССР, а остальные хуторяне переехали в основном в Артемовку в колхоз им.Буденного (?). Вот так немцы прожили больше 100 лет и им пришлось бросать свои дома и земли... какое они могли принимать участие в Софиевке не знаю, но в инэте пишут http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D1%86%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D0%B5, что они организовывали и школы и училища и проч. Может благодаря им пан Бантыш и у себя решил устроить училище (?)
Мать никогда не слышала о ком-то еще привезенном из Сибири - прапрадеда малолетним привезли в Артемовку и отдали в семью Скорика Максима, у которого был только один сын - т.е. достоверно известно только настоящее имя моего прапрадеда - Кирил
Кстати, на старом бандишiвськом ставке (его старая гребля еще "жива") я помню старый фундамен и дед говорил, что это была панська винокурня - осталась ли она еще - не знаю, но место помню.
По поводу некоторых бандишiвських фамилий - у меня такое впечатление, что в середине-конце 20-х годов проводилась какая-то бумажная русско/украинская бюрократия и, например, Холод Стефан стал как Холодов Степан (есть документы), а его дочка Варвара - Холодовой Валентиной Спепановной. Масюк стали Масюковы, Балык - Балыковы, Бабак -Бабаковы. У меня есть оригинал на украинском/русском ВИПИС ПРО НАРОДЖЕННЯ/ВЫПИСЬ О РОЖДЕНИИ от 19.03.1926г моего дядьдки 1919 года рождения и видно с каким трудом давалась запись русским языком писарю.
В шестидесятые в Артемовке стали появляться семьи "западенцев" - жили очень бедно, а взрослые почти поголовно неграммотные. Не очень понятно - это бывшие репресированные из Сибири возвращались? В 90-х такие в других местах Донецкой области рассказывали мне, что им нельзя было тогда вернуться к себе домой - а можно было осесть только в восточных промышленных районах Украины.