Константиновская профильная школа: сколько их будет и где?

В соцсетях уже некоторое время бурно обсуждаются тема отказа некоторых школ (в основном, киевских) зачислить своих учеников в будущие десятые классы. При этом администрации школ ссылаются на реформу, говорят, что с нового учебного года старших классов в их школах вроде бы не будет, а все должны идти в лицеи для старшеклассников. Легкая паника родительского сообщества неожиданно оказалась полезной в плане обсуждения дальнейшей стратегии развития образования Константиновской громады с заведующей управления образования константиновской ОТГ Ольгой Барабаш.

— Ольга Викторовна, возможна ли у нас подобная ситуация, и появятся ли и у нас лицеи для старших классов и когда?

— Нет, невозможна. На следующий год все нынешние девятиклассники, кто решит продолжить обучение в школе, спокойно перейдут в десятые классы. Это гарантируется Конституцией Украины.

Но родители должны понимать, в стране идет реформирование системы общего среднего образования и Законом Украины «О полном общем среднем образовании» прописано, каким образом должна осуществляться эта реформа. У нас продолжается реформа «Новой украинской школы». Началась она 3 года назад, ею было введено 12-летнее обучение и обучение по новым государственным стандартам. Был утвержден стандарт для начальной школы, и дети, которые сейчас в третьих классах и младше обучаются как раз по нему. И именно для них и предусмотрено, что когда они перейдут в пятый класс, они должны пойти в гимназию, а когда должны будут пойти в десятый — то пойти в старшую профильную школу (лицей). И до этого времени система образования должна быть реформирована. Государство предусматривает постепенность этого процесса, поэтому заранее необходимо все прорабатывать и просчитывать.

Я думаю, слухи в сети об отказе зачисления связаны как раз с тем, что управленцы на местах начали продумывать, каким образом внедрять эту реформу, каким образом создавать эту новую структуру. Законом предусмотрено создание отдельных ступеней, отдельных уровней образования — начальная школа, гимназия (второй уровень) и старшая школа или лицей — третий уровень образования. Нынешние образовательные учреждения 1-3 ступеней уже не отвечают требованию закона о среднем образовании и должны быть реформированы в начальные школы, в гимназии и лицеи. Каждый город, каждая громада должна разработать свой план реформирования.

Сейчас на места областным департаментом образования спущена «дорожная карта», где прописаны сроки, в которые мы должны разработать изменения по созданию эффективной, состоятельной и доступной сети учреждений образования громады. По каждому учреждению его состоятельность просчитывается по множеству факторов: число учеников, контингент, наполняемость заклада в следующие 5-7 лет, требуется ли подвоз, маршруты, объем средств на модернизацию и переоснащение, кадровый состав, его квалификация, затраты на содержание каждого заведения, расходы на заработную плату, стоимость содержания одного ученика. В общем нужен полный анализ, чтобы выявить состоятельные заведения, которые для громады станут основными и при разработке сценария оптимизации сети заведений. Его надо разработать до 2024 года, когда начнется реформирование второй ступени среднего образования. К 2027 году нынешние третьеклассники как раз пойдут в 10 классы и для них надо создать старшую школу, где дети будут выбирать два профиля — академический или профессионально ориентированный, технологический.

Мы должны создать необходимые условия, чтобы профильная школа могла предоставлять услуги на достаточно высоком уровне.

Определится, где должна быть эта школа, как она будет выглядеть, возможно дооснастить. Поскольку планируется, что старшая школа будет многопрофильной, чтобы дети могли выбирать разные специализации. До 24 года нужно четко понимать, как будет выглядеть сеть.

Потому и мы в нашей громаде, с учетом присоединенных новых старостинских округов, будем разрабатывать этот сценарий, возможно даже несколько сценариев оптимизации и одновременно создания профильной школы. Безусловно, они будут вынесены на общественное обсуждение. Срок разработки определен до конца марта, а в апреле-мае он будет предложен на рассмотрение общественности всей громады.

Я хочу, чтобы родители поняли, образование сейчас действительно реформируется и учить детей так, как еще 10 лет назад невозможно.

Прежние методы не действуют, надо идти в ногу со временем и улучшать уровень образовательных услуг. У нас есть для этого все возможности, есть и хороший кадровый потенциал. Есть педагоги, которые показывают хорошие результаты на высоких уровнях олимпиад и конкурсов. Вот недавно учитель технологии и труда из первой школы Юлия Костылева победила в областном этапе конкурса «Учитель года — 2021», а учитель украинского языка Мария Крыленко из Иванопольской школы стала лауреатом того же конкурса, заняв третье место. Обе сейчас готовятся к республиканскому этапу конкурса.

Делать профильную школу необходимо, так как нынешние 10-11 классы детям не дают всех возможностей. Сейчас старшеклассники в школах в основном готовятся к ЗНО. Их уже не интересуют другие предметы, которых очень много, они выбирают то, что им нужно для поступления — математику или историю, или биологию. А профильная школа поможет сосредоточиться на выбранном ими профиле и даст лучшую подготовку к поступлению в профессионально-техническое учебное заведение, по инженерным специальностям, если дети надумают идти в вуз.

— Получат ли в профильной школе выпускники профессию?

— Вряд ли. Но мне не понятна пока роль современных профтехлицеев, фактически они выполняют идею профильной школы, возможно их тоже будут реформировать. На каком уровне они будут сопрягаться с профильной школой — пока не могу сказать.

И сейчас профильные школы не дают профессии. Они просто углубленно изучают технологии, у нас в громаде это компьютерные технологии, в основном. Сейчас это 6 часов информатики в неделю, но никаких документов о профессии выпускники не получают. Профильная школа — это полное среднее общее образование, базовое образование. Возможно, что старшая профильная школа будет давать более глубокое профессиональное ориентирование.

— Вы определились, при разработке сценариев оптимизации и реформирования школ, сколько таких лицеев (старших школ) должно быть в Константиновской громаде? Будут ли они отдельными школами?

— Законом о среднем образовании прописано, что лицеи должны быть отдельными юрлицами, то есть профильная школа — это отдельная юридическое лицо, которое должно иметь не менее 4 классов на параллели, это приблизительно до 400 учеников. Но понятно, что это все с учетом реалий определенных громад, таких как наша. У нас всего 500-600 старшеклассников. Возможно для нас такие требования не совсем целесообразны. И поэтому этот вопрос окончательно законодательством не прописан — Положение о лицеях еще только разрабатывается.

Там будут требования — как такой лицей должен выглядеть, как будет производиться зачисление туда учеников, на каких основаниях и т.д.

В ближайшее время это будет прописано и окончательно определено. Это касается и опорного заведения среднего образования. Ранее это была школа, которая имеет все уровни образования. А сейчас предусматривается, что это заведение может предоставлять образование только на первом и втором уровне и профильной школы там быть не может. Но сейчас управленцы и педагоги дали рекомендации МОН внести изменения в закон, с тем, чтобы опорная школа могла давать образование на всех трех уровнях. Потому что для сельских детей, для которых и создавались опорные школы, будет проблематична доступность профильной. Первоначально законом предусматривалось, что населенные пункты, где менее 50 тыс. жителей не могут быть основателями лицеев. Освитяне сейчас говорят, что необходимо изменить норму и разрешить основывать лицеи и громадам с меньшим числом населения. Хотя в законе есть уточнение, что для таких маленьких громад лицей может основать область. Но пока вопрос обсуждается и МОНом и ВР.

— Означает ли это, что лицеи для громады у нас могут быть только в городской черте?

— Мы будем смотреть прежде всего исходя из доступности, чтобы профильная школа была доступна в плане подвоза. Поэтому я сейчас не могу сказать, будет ли у нас одна профильная школа или несколько, и где, и какие именно школы будут давать образование на третьей ступени. Это будет определяться теми самыми сценариями, которые надо разработать и обсудить — с педагогической и родительской общественностью, и с громадой. Первая наша задача — пояснить громаде, зачем это все делается, что это не наша забаганка, а требование законодательства и времени.

— А что с будущими гимназиями? Значит ли это, что большинство школ у нас превратятся в таковые?

— Возможно, но определиться это не раньше, чем мы определимся с профильными школами, какие именно окажутся в этом качестве. Если каким-то закладам удастся выполнить требование 4 классов на параллели и численности класса минимум в 27 учеников (по формуле образовательной субвенции), будем рассматривать их как кандидатов.

— Законом предусмотрено, что лицеи могут работать и в режиме интернатов, с ночевкой учеников, если им слишком далеко добираться...

— Да, такая форма предусмотрена, но у нас нет таких больших расстояний и подвоз детей можно обеспечить из любого населенного пункта громады. Я не думаю, что дело дойдет до организации интернатных групп в лицеях.

Записала В.Волошко.