Потомки Нонны Баннистер ступили на землю предков

Вот и завершился один из витков истории коренной константиновской семьи — Ляшовых-Лисовских-Баннистер. Истории, о которой, благодаря дневникам Нонны Баннистер, узнал весь мир. Отсюда, 7 августа 1942 года, начала свой долгий путь через страдания во время фашизма в Европе 15‑летняя Нонна Лисовская, чудесным образом превратившаяся в добропорядочную мать троих детей Нонну Баннистер в Мемфисе, США. Сюда, 2 августа 2010 года, впервые прибыли из Америки ее дети Хэнк и Элизабет Баннистер.

Первые мгновения встречи с близкими после многочасового перелета из Америки. Слева на право: родственники Нонны — внук Зак, двоюродная сестра Людмила, сын Хэнк, дочь Элизабет.

Уставших после перелета Мэмфис — Нью-Йорк — Киев — Донецк гостей встречали кузина Нонны Людмила Алексеевна Перфилова (Ляшова), прибывший накануне сын Элизабет Зак, и представители Клуба друзей Нонны Игорь Бредихин, Наталья Жукова, Андрей Тараман. В знак благодарности за помощь в воссоединении семьи сразу после аэропорта Баннистеры посетили редакцию нашей газеты.

Здесь, за чашкой чая, мы познакомились, обменялись информацией, поделились планами. Американцы пробудут в Константиновке до 11 августа, за это время посетят места пребывания и могилы предков, ознакомятся с достопримечательностями нашего края, примут участие во встречах и беседах (первая — 6 августа в библиотеке им. Горького).

Элизабет и Хэнк сказали, что кроме встречи с украинскими родственниками, их очень интересует послевоенная судьба их бабушки Анны Яковлевны Лисовской-Чернышковой, а также обстоятельства гибели и места захоронения дедушки Евгения Ивановича и дяди Анатолия Лисовских, судя по всему, погибших в Константиновке во время войны.

Увы, вместе с детьми Нонны не смог приехать ее супруг Генри, недавно покинувший этот мир, а также сын Джон (во многом благодаря его стараниям появилась книга, сайты в Интернете, состоялись презентации «Секретных дневников» по библиотекам и университетам США, вышла книга на немецком языке, а также аудиокнига). Он никак не может выйти из депрессии после смерти родного человека.

Хэнк рассказал, как сильно переживал Генри, когда узнал, что мать Нонны вернулась живой с войны и прожила в Константиновке аж до 1975 года. Тогда как он с женой были уверены, что Анна Яковлевна погибла в застенках гестапо в Германии. И Нонна оплакивала ее вплоть до собственной кончины в 2004 году…

Журналисты газеты и потомки Нонны выразили общее мнение, что необходимо отдельное издание русского перевода «Секретных дневников». А Элизабет подала необычную идею: «Считаю, что пора написать продолжение книги. Но теперь этим должно заняться молодое поколение» (и кивнула на Зака).

Приезд Хэнка, Элизабет и Зака в наш город станет частью большой программы «История последнего узника» — по поиску и написанию историй, подобных той, что рассказала Нонна, которые могут поведать ныне еще живые узники концлагерей, остарбайтеры второй мировой. Уже на этой неделе в Константиновку начинают прибывать молодые историки и студенты из Германии, Украины, Австрии, России и Венгрии для того, чтобы собирать воспоминания для книги «Узники Константиновки», одноименного сайта в Интернете, стенда в городском краеведческом музее.

«Провинция» будет вести подробную хронику работы этого международного волонтерского лагеря и надеется на помощь в этом благородном деле своих читателей и всех горожан.

В. Березин.