Наши предки верили в реинкарнацию душ

В Константиновский район вновь пожаловали археологи. Объект интереса экспедиции областного краеведческого музея - группа курганов, расположенных в районе села Полтавка. Раскопки инициировало ООО «Евроминерал», разрабатывающее там участок с огнеупорной глиной. Карьер планируют в будущем расширить, и предприятие предложило финансировать работы археологов на месте предполагаемых курганов.

В течене месяца донецкие ученые разыскивают в невысоких полутораметровых могильниках свидетельства ушедших веков. По словам руководителя археологической экспедиции, научного сотрудника музея Юрия Полидовича, за это время они полностью раскрыли и извлекли содержимое одного их курганов, которым, как минимум, 3800 лет.

Сокровища древности

- В старину, конечно, курганы были повыше, но сейчас от них мало что осталось, - объясняет Юрий Богданович. - Это большое кладбище, возникшее в бронзовую эпоху, примерно в 18 веке до н.э. И хотя в них встречаются гораздо более поздние, уже средневековые половецкие захоронения, могильник, где все курганы относятся ко времени «средней бронзы», встречен нами впервые. Они принадлежат к т.н. бабинской культуре (по названию села Бабино Запорожской обл., где впервые раскопали памятники этого типа). Умерших в ту пору хоронили в неглубоких ямах, в деревянных ящиках из брусьев, на сегодня археологи обнаружили 18 таких останков. Покойников обязательно укладывали в позу ребенка в материнской утробе. Это один из этапов подготовки к перерождению и новой жизни. Фактически, это те же верования о реинкарнации души, которых и сегодня придерживаются индийцы. В иной мир «бабинских» людей сопровождали, в основном, глиняные горшки. В большинстве погребений здесь мы нашли ритуальную глиняную посуду, и среди украшенных характерным, узнаваемым орнаментом сосудов не встретить двух одинаковых. Ценной находкой оказался отлично сохранившийся глиняный горшок, найденный в младенческом погребении. Обнаружили и искусственно обработанный заостренный кусок кремния. Возможно, это ритуальный предмет, призванный оградить живых от духа ушедшего человека. В некоторых курганах камни лежат по кругу, вероятно, служа той же цели.

Загадочные «бабинские» люди

По оставшимся костям археологи могут судить, что 4 тысячи лет назад в нашем краю жили европейцы, бывшие одновременно земледельцами и скотоводами. Никаких письменных источников у них в помине не было, так что никто точно не знает, к какой языковой семье они принадлежали и как называли себя.

- Это загадочная культура, - говорит Юрий Полидович. - Она появляется после пришельцев с Северного Кавказа, чьи захоронения у нас в Ижевке были раскопаны в 2006 году. Позже на константитновской земле появляются уже индо-иранцы, предки скифов, племена срубной культуры, пришедшие с Поволжья. А «бабинские» люди находятся где-то между теми и другими. В этой теме постоянно возникают какие-то новые страницы. Буквально вчера у нас на раскопках был человек, защитивший докторскую диссертацию по этой культуре, описавший ее от Поволжья и Дуная, и обнаруживший на этих раскопках много удивительных и незнакомых нюансов.

Тени далеких предков на ученых не обижаются

Находки артефактов немногочисленны, чаще всего научным материалом археологов являются сами останки далеких предков. Начальник экспедиции говорит, что «отношения» с ними у археологов нормальные.

- Мы работаем, а не вскрываем могилу просто так, - объясняет Юрий Богданович. - Между настоящими археологами и покойниками, которых мы тревожим, нет обид. Мы не просто выкапываем, а возрождаем их к жизни: находим тело, даем условное новое имя, под которым человека, жившего тысячелетия назад, будут знать в научном мире. И он начинает «рассказывать» нам о своей жизни. А вот грабители, наоборот, залезут и без всякого уважения все растрощат. Реально тем, кто грабит могилы, в жизни это рано или поздно аукается.

Расхитителей гробниц развелось, как грязи

Ученые считают «черных старателей» настоящим бедствием, на Донбассе их расплодилось множество. Они мобильны, лучше оснащены и не стеснены рамками законодательства. И именно они стали причиной того, что любые археологические раскопки или местонахождение памятников древности держатся теперь в строгом секрете.

- Просто приехать и копать мы не можем. - говорит Ю.Полидович. - Работаем по лицензии, выдаваемой перед началом раскопок. И их еще надо обосновать. Грабителям же останки ни к чему, они вытаскивают вещи, имеющие спрос — любые артефакты древности. И этот горшок они забрали бы с дорогой душой, так что не спешите писать, где мы копаем. В свое время в Ижевке только слух прошел, что мы ведем раскопки - начала наезжать разная публика и спрашивать, правда ли, что нашли золото? Люди думают, раз есть курган, то он обязательно с золотом. Но драгметаллы у нас в могильниках бывают крайне редко, мне, например, ни разу не попадались. Это не та территория, где жили народы, имевшие золотые изделия. Скажем, в Запорожской или Днепропетровской областях такие находки более вероятны — центры жизни и племенная знать сосредотачивались на больших реках. А для наших «бабинских» людей главной ценностью были скот и земля, кстати, до сих пор местные знают, что земля на этом курганном поле очень хорошая.

Курганы, которые мы теряем

По информации историков, в области около 8 тысяч все еще не раскопанных курганов. С ХIХ века раскопали 1200. В нашем же районе около 500 нераскрытых курганов, и он считается в этом смысле не самым насыщенным. Как говорят ученые, наши древние могильники сплошь земляные, и их попросту распахали. Продолжается эта варварская практика и сейчас, так что курганы исчезают с лица земли.

- Здесь тоже когда-то было не пять курганов, а девять, - сетует начальник археологической партии, - но их следов уже не найти. Много ли мы потеряем? За все время моей работы курганы реально уменьшились по высоте в два раза. Областной краеведческий музей пытается как-то с этим бороться. Незаконное проникновение «пахарей» на государственную землю, уничтожение памятников, принадлежащих государству, чревато последствиями. Нарушается масса статей законов, и если взяться за это дело, то засудить любого можно элементарно. Ведь каждый предприниматель, каждый агроном знает, где расположены курганы, знает, что они «вырезаны» из паев и из арендного фонда. Считаю, виной всему - инерция мышления: курганы без всяких последствий распахивали все советское время, и крестьяне, работавшие на этой земле, теперь не видят в них чего-то особенного, хотя они — ровесники пирамид. Нужно приучать людей к мысли, что древние могильники нам нужны. Исчезнут курганы, и наша степь исчезнет, будет убогий антропогенный ландшафт с терриконами, карьерами и отвалами.

Древности мы, кажется, не заслужили

В день приезда журналистов на раскопки археологи ждали комиссию, чтобы забрать находки в областной музей. Специалисты изучат кости, определят пол, возраст, болезни погребенного, состав его пищи. А вот в местные музеи археологические находки попадают редко. Считается, что в провинции нет ни возможностей для хранения, ни места для создания целостной экспозиции. Да и Константиновка памятна ученым скорее своим варварским отношением к реликвиям. Главный пример — история о том, как уникальную каменную панель из песчаника с солярными знаками, найденную в Русин-Яре, в единственном из 6 тысяч подобных погребений, и выставленную у входа в наш музей, местные вандалы уничтожили своими примитивными «росписями». Так что наши древности отправились в областной музей.

В.Гейзер.

Comments

"Реально тем, кто грабит могилы, в жизни это рано или поздно аукается..." одни грабят для славы и жажду знаний утолить, другие жажду денег... и вот сидят эти, четырехтысячелетние и думают кто справедливее...