10.25. Мысли по поводу. Часть 2

Церковная тема не отпускает. Читая некоторые отклики на статью «10.25. Мысли по поводу», размещенную на нашем сайте, захотелось ответить.

Читатель Валерий пишет:

«Если Церковь, в силу законодательства, не станет к тому времени на другую ступень государственной власти... ей ничего не угрожает. Канонические же проблемы с самосвятом Филаретом (Денисенко) обречены по его смерти. А президент... независимо от персоналии - глава государства и больше, думаю, нужно заботиться о его «любви народом», чем о поддержке со стороны Церкви, она в силу Богослужебного устава всегда молитвенно памятствует о «власти», а взаимодействие пастырей и князей... - это совесть конкретных персоналий. Вот, например, Кравчук в свое время в выборы «кинул» церковную казну, и что? Ни престола, ни сподручника - внутригосударственный церковный раскол!!!»

Валерий, спасибо за отклик. Судя по всему, Вы человек православный. Я тоже.

Первую часть вашего коммента я не понял. Если Вам будет не трудно, объясните, что это такое - «другая ступень государственной власти»? Разве церковь у нас не отделена от государства? Церковь - это общественная организация. Только очень старая, традиционная, уважаемая, очень авторитетная. Очень богатая. Но статусно, С ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ такая же, как ветеранская организация чернобыльцев или шахматный клуб.

И, ради Бога, что может угрожать церкви? Ее статус высок, как никогда, храмы строятся, средства аккумулируются. Разве что лицемерие и фарисейство некоторых священников и епископов? Но вы ведь не об этом?

Уверен, проблемы создания единой поместной православной церкви на Украине-Руси с личностью «самосвята» Филарета или любого другого не связаны никак. Есть церковное право, опирающееся на право каноническое, где однозначно указано, что православная церковь строится по территориальному принципу. Время работает на объединительные тенденции в украинском православии. Я в этом уверен.

Уверен, что это и в интересах украинского президента. Любого. Статус в разговоре с президентом России повысится.

Когда мы станем поместными, нашей материнской церковью будет константинопольская. Потому, что крещение от них приняли. Ну а дочерней - Русская православная в РФ. Киев ведь не зря зовут «мать городов русских». Первенство это только по чести, ведь каждая поместная церковь содержит в себе всю благодатную полноту Церкви Вселенской. Все церкви равны. Но более правильно будет, когда Кирилл (Гундяев) и Путин будут на святые берега Днепра приезжать как «сынки».  А то ведут себя сейчас «не по чести».

По поводу «самосвята» - это просто ругательство. Вы же знаете русскую церковную историю со старообрядческим расколом, когда старообрядцы, оставшись без епископов, долго искали необходимую канонически возведенную в сан кандидатуру (по-моему, без этого невозможно рукоположение священников), но промыслительно нашли ее и разрушили тем самым планы царского правительства по уничтожению старообрядчества. Так что самосвятов и там не было, а в случае Украины... «Самосвят» - это что, ругательство такое церковное?

Я как-то общался с учеником младших классов. А он матерится через слово, но по английски. Я ему: «Ты че через слово материшься?» Он: «Так я ж по-английски...». «Но я же понимаю», - говорю ему.

И еще про «самосвята». Высшие иерархи двух украинских православных конфессий, в мире и с чистыми помыслами, я в это верю, целуются... А их паства ругает друг друга?

Немного истории. Россия с расколом жила и сейчас живет. А раскол случился, когда Московия стала поглощать Украину в XVII веке. И начала унификацию своего православия с украинским. По украинскому образцу. Против такой царской украинизации русской церкви, что было условием вхождения Украины в Московское государство, и выступили старообрядцы. Их пытались уничтожить, но не получилось. К началу ХХ века немногочисленные старообрядцы контролировали почти весь крупный русский капитал. И профинансировали свержение царизма. Такая вот оборотка получилась. Упущенный шанс построить исконно-посконный капитализм в России. Если бы не раскол, вещь, действительно, страшная для государства. Так что не стоило трогать москалям нашу хохляцкую родину - не было бы ни раскола, ни революции 1917 года.

Хотя вру. Маркс писал про хитрость истории. Это когда историческая необходимость, если ее не пускать в дверь, к вам войдет через окно. Французская буржуазная революция, разгромленная в XVII веке в религиозной форме (католик д’Артаньян против гугенотов-протестантов) случилась на сто лет позже в 1789 в форме светско-атеистической. Так что 1917 год из истории не выбросить.

Полностью с Вами согласен насчет президента. Должен он заботиться о всенародном благе и через то о своей поддержке на выборах.

Но вот с чем не могу согласиться в принципе - это о совести, как о регуляторе взаимоотношений пастырей и князей. Вы же знаете русскую историю. Петр I отменил Патриаршество, подчинил церковь государству. Этим занимался Священный Синод, созданный по голландскому протестантскому образцу. Чиновники в царской России управляли церковью. Отсюда серьезная дискредитация русского православия в глазах народа к 1917 году, что сыграло свою роковую роль в последующих событиях.

Совесть в отношениях церкви и московской государственности со времен татарского господства (ига) и не ночевала. В те времена посредством церкви московские князья уводили от налогообложения ордынским центром свои немалые доходы.  Церковь была тогда освобождена татарами от всех налогов. Вот ей и давали московские князья огромные земельные владения с крестьянами. Строили десятками каменные монастыри-крепости. По своей боевой подготовке монахи не только не уступали княжеской дружине, а часто превосходили ее. В летописях полно записей и про оборону монастырей, и про бои монашеских дружин в поле, и про наступательные походы монахов. Так что раскрученные пропагандой герои Куликового поля Ослябя и Пересвет - не единичный случай в московской военно-церковной истории.

Про совесть в советский период умолчу. В результате люстрации из 13 епископов болгарской церкви 11 оказались офицерами госбезопасности. В России и на Украине люстрацию не проводили. Результат - власть КГБ (ФСБ) над современной Россией. И власть над русской православной церковью? Или я ошибаюсь?

О Кравчуке и церковной кассе на выборах-93 у меня информации нет. Но готов в это поверить.

Так, что, Валерий, «Дух Божий бродит, где хочет». Может он в греко-католическом храме обитает? Или у русских старообрядцев?

И.Бредихин.

Comments

Бредіхін, скільки можна говорити, що треба "в Україні",  а не "на Украине"?    

Правильными можно считать оба варианта: и "в Україні", и "на Украине". Просто "в Україні" - это на мове, а "на Украине" - это на русском. И всё. В чём вопрос-то?

Малороссийское наречие объявили для вас отдельным языком? Объявили. Русский язык в б.УССР объявили иностранным? Объявили. Что вам ещё надо? Говорите на государственном языке так, как хочется ВАМ. Обратите внимание - никто из русских вам НИКОГДА ничего не говорит по поводу того, КАК вы ДОЛЖНЫ (!) говорить на СВОЁМ языке. Так по какому-такому праву вам вздумалось лезть в ИНОСТРАННЫЙ язык - русский? КАК мы говорим на СВОЁМ языке - это НАШЕ дело, а не ваше. Вас мама с папой учили в детстве, что чужое брать - НЕХОРОШО? Вот и не трогайте. ПОЖАЛУЙСТА.

Хотя, возможно, я вас неправильно понял. Может быть, вы хотели написать Бредихину: "Бредіхін, скільки можна говорити, що треба "в Україні",  а не "на Україні"?" ? Тогда вопросов нет - это ваше внутриукраинское дело. А если нет, то смотрите первые два абзаца. Но я всё же надеюсь, что это понятно, что если нельзя указывать немцам, французам, полякам, финнам, белорусам, как им следует говорить на своих языках, то ТОЧНО ТАК ЖЕ нельзя это указывать и русским, раз уж вы считаете, что украинцы и русские - это разные народы.

Ответ на от Dick Traveller

Діку,а як буде вірно на держ.  мові  – поїхати на Росію, чи в Росію? До того ж зовсім не розумію, якого біса визнавати якісь закордонні центри бодай і православ’я. Це  ж в супереч  амбіціям Росії на третій Рим.

Ответ на от kornienko

1) На украинском языке говорите, как хотите: это ВАШ язык, и его правила определяете ВЫ (чтО я по этому поводу думаю, никакого значения не имеет, так как я - русский, то есть пользователь этого языка, но не его носитель, и, если и буду что-то доказывать в его правилах, то только и исключительно ссылаясь либо на носителей украинского языка, либо дипломированных специалистов по украинскому языку - тут уж независимо от того, носитель он или не носитель: диплом есть диплом).

2) У себя в русском языке правила определяем мы, русские, точно так же, как их определяют в своих языках носители иных языков, например, чешского, польского или французского (эти языки я выбрал намеренно - есть нюанс). Это право русских не вправе отрицать НИКТО (страшно сказать - даже Бандера, Бредихин, безграмотный Березин, собаковод-любитель Меланченко, Ярослав и прочие, и вы, Корниенко, тоже). Вы, украинцы, кичитесь, кажется, своей европейскостью? Вот и извольте следовать европейским нормам - равенству людей в своих правах, а то у вас с этим реальные проблемы - и в стране, и в украинских головах.

3) Давайте не будем смешивать филологию с религией. Конечно, слово и вера связаны неразрывно, но не до такой степени, в которой вы пытаетесь увязать в данном обсуждении. Пишете на русском - извольте соблюдать правила русского языка, пишете на украинском - извольте соблюдать правила украинского. Не будучи русским, не поучайте русских, как им следует говорить на своём языке - я, будучи русским, ведь не поучаю вас, как вы должны говорить/писать на украинском языке (хотя у вас в нём много ошибок, но я всё равно не вмешиваюсь - ваш язык, что хотите, то с ним и делайте, хотя при этом я имею право на свою точку зрения о том, что вы с ним делаете, но вы имеете право игнорировать мою точку зрения, как бы я её не высказывал, - и наоборот).

Что касается религии, то вы проводите здесь ложную параллель: церковь - это не какой-то "центр", это исключительно важный общественный институт, и близко несравнимый ни с каким бы то ни было "центром". С юридической точки зрения, церковь - это общественная организация, отделённая от государства, и каждый вправе самостоятельно решать, входит он в неё или нет; влиять на этот выбор человека каким-либо насильственным путём вы не вправе. Хотите повлиять? Как говорил Жванецкий: если чиновник не хочет, чтобы я выступал, то пусть встанет рядом со мной и говорит, почему этого не надо делать, а мы посмотрим, кто соберёт больше народу. Так и вы: пожалуйста, говорите здесь всем, что Русская Православная Церковь - плохая, а люди сами решат, принадлежать им к ней или нет.

Абсолютно не вижу никакой логики привязывать сюда мысль, что "Це ж в супереч  амбіціям Росії на третій Рим". (Вообще в СОВЕТСКОЙ школе нас учили, что "всупереч" пишется вместе, но вы тут в своём праве - см. выше). Всупереч или не всупереч - это вообще другая тема. Тем более что каждая церковь призывает верить ей, а решение принимает каждый САМ. "По вере вашей воздастся вам", так что вы уж, Корниенко, как-то сами. Главное, что Русскую Православную Церковь вы запретить не вправе (мне отчего-то представляется, что вам очень хочется, нет?). Здесь радует именно это.

И пусть у всех нас будет мирная жизнь и реальные равные права. А история нас всех рассудит.

Ответ на от Dick Traveller

Бог з вами, Діку, я ні в якій мірі не проти  присутності рос. церкви на  Укр. теренах, як і будь якої релігійної конфесії на просторах Земної кулі. Відразу викликають лише відступники від прямих слів Вчителя – не піднімати руки на  тих хто ходить іменем Моїм. Ось цю заборону постійно порушує  клір МП патріархату про, що я і писав в попередніх постах  під заголовком «Нелюди в ризах» та приводив доказ - http://www.vesna.org.ua/txt/gubara/kryvava.html. Все ж  родині не без вовкулаків і зовсім не на добро коли державні мужі  викохують та використовують таких покидьок суспільства. Це явно  не на користь добро сусідніх відносин між братніми народами і до того ж в розріз основного Закону в частині розмежування церкви від держави.  Думаю, як істинний державник – незалежник, слід відмовитись і від любих закордонних впливів на розвиток православних конфесій на теренах пост рад. держав в особливості від патріарха константинопольського.  Адже, митрополія Константинопольського патріарха в Києві приводило і приводить до протистояння між місцевими християнськими громадами. Як відомо, митрополія  візантійського підпорядкування відбулась тільки при Ярославі Мудрім, але жоден київський князь не міг змиритися з візантійським наїзництвом . Відповідно, в 1044році митрополит – грек  Феопемт  втік з Києва, а Русь в 1051 році собором єпископів обрала митрополитом русина Іларіона. Це був прямий виклик візантійському впливу і перший прецедент до створення автокефалії на Русі. Були і інші, та про це вже іншим разом.

Слід згадати і про приклади з  НАШОЇ місцевої історії  часів Директорії УНР. Так 1 січня 1919 р. Всеукраїнський церковний собор в Києві прийняв Закон про автокефалію української православної церкви і т. інше. З цієї причини і нагоди відразу ж скористувались костянтинівські віруючі і на загальних зборах проголосували за перехід до автокефалії.  Ці громади протримались десь до 30 років мин. ст.  коли Укр. православну церкву було знищено («само ліквідовано») за сфабрикованою справою «Спілки визволення України».  Достеменно відомо що в Олексіївці Кост. Району  під час окупації місцева громада знову обрала автокефальний напрямок.

Мир дому вашому

Ответ на от MOYSHA

Валерію, ну чому Ви такі нетерпимі, скажемо по Новому Завіту. Гуглю рідко, коли путаю правопис,або уточнюю терміни часу. Тисяча книг і пам'ять з біблійних курсів ось основа моїх постів. Для переконливості приведу першоджерела –  Біблія (Канонічна) Релігієзнавство.  Навчальний посібник.  Стереотипне видання. Київ Юрінком  Інтер 2001 р. ст. 189, Златоструй.  Древняя Русь 10 – 12 веков. Москва 1990 г. ст.18 – 20. І особисто переглянуті справи Обласного архіву Донецька (Парт. архів). Відома і невідома Олексієво – Дружківка. Видавництво «Донбас» Донецьк. 2012р. ст. 306 -311.

Робити перепис інших книг рел. тематики, думаю недоречно. Прошу вибачити . Прощавайте.

 

Ответ на от kornienko

Так, ну по поводу языков и их правил, Корниенко, вы не сказали ничего, значит, и возразить нечего. Это да: если на такую позицию - все равны - возражать, то сразу перестанешь быть "толерантным украинским европейцем".

Про нарушения клира МП я верить сходу, без проверки приведенных фактов, не склонен - особенно "державникам-незалежникам", которые склонны моментально замечать соринку в русском глазу с первого взгляда, даже если её там нет. Поэтому этот момент отбросим сразу. И почему вы не гу-гу про проделки Филарета, который вместе с Кравчуком/Кучмой/Ющенко делил незаконно отобранное у РПЦ МП имущество? Это Филарет-то ангел, что ли? Тут смеяться или плакать?

Любые непризнанные раскольники считаются еретиками, часто сектантами. Причём - обратите внимание - НЕ ТОЛЬКО Русской Православной Церковью, но и ВСЕМИ остальными, поэтому основой вашей позиции считаю банальную русофобию. Кроме того, в качестве аргументов вы приводите исключительно политические мотивы, т.е. чисто земные, а где беспокойство о спасении души т.н. "заблудших", то есть НЕ "державников-незалежников"?

Ну, описали вы всяких сектантов, и что? Сектантов и других было полно. Их деятельность - всё-таки не каноническую, так как каноничность той или иной организации определяют ПРИЗНАННЫЕ канонические православные церкви, - вы прикрываете громким словом "борьба за свободу", а почему бы вам не задуматься о свободе тех своих сограждан, которые ищут свободу от нападок, клеветы и грязи, льющихся со стороны "державников-незалежников" на Русскую Православную Церковь? А ведь это самая большая конфессия на Украине! А вы, Корниенко, игнорируете выбор и волю такого большого числа ваших же, кстати, соотечественников (спасающихся от ереси украинствующих автокефальщиков). Разве это демократичность? Нет, конечно, это чистой воды тоталитарное мышление, в котором вы руководствуетесь, опять-таки, чисто политическими причинами. Согласитесь, нехорошо лить воду на мельницу тех, кто использует церковь для своих корыстных политических целей. Это я об украинских т.н. "патриотах".

Царство, разделившееся в себе, не устоит.

Мир и вашему дому.

Ответ на от Dick Traveller

Діку ,ваші підозри безпідставні. Я вже висловлював особисту думку за сусідню державу і її нарід. Краще гайда на день незалежності  на велопробіг розімнемо старечі кісточки, пом’янемо тихим словом земляків -  Героїв і побратаймося. 

Ответ на от kornienko

"Діку ,ваші підозри безпідставні." - Підставні мої підозри, Корниенко, ох як підставні! Кстати, о каких именно подозрениях вы так туманно выражаетесь? Мне это не совсем ясно. Пь поводу раскольников, что ли? А что их подозревать - раскольники, они и есть раскольники.

Судя по отсутствию комментария по теме уважения к языкам других народов и праву этих народов САМИМ определять, как им пользоваться, вы согласились с моей позицией, и эта тема пока закрыта. Верно? (А то вдруг у вас просто нет настроения пока написать здесь об этом - так бывает).

"Я вже висловлював особисту думку за сусідню державу і її нарід." - Вот только ваша личная мысль истину всё же не определяет, да к тому же ей и не соответствует - по моей личной мысли :-).

"Краще гайда на день незалежності  на велопробіг розімнемо старечі кісточки" - Велопробег, конечно, дело хорошее, что уж говорить, но только не по такому поводу - я этот "праздник" не праздную.

"пом’янемо тихим словом земляків -  Героїв і побратаймося." - Корниенко, при нашем с вами оппонировании нам сначала определиться, каких героев вы имеете в виду. То, что и героев Советской Армии вы имеете в виду тоже, я сомнению не подвергаю - антифашистская позиция однозначно подразумевает, что герои Советской Армии, будучи освободителями страны и всего мира (кроме, увы, украинских националистических мозгов) от фашизма, являются Героями безусловно. Но вот "героев" ОУН-УПА - увольте, Корниенко, это не со мной. За приглашение спасибо, но не со мной.

 Практически весь подтекст описываемого Вами взаимодействия Церковной и Государственной власти, сформулированные в Конституции одним предложением или даже абзацем и есть "другая ступень государственной власти Церкви"....Вы же достаточно осведомлены и  созрели сознанием, что тесная связь благотворителей (ктиторов) и управителей Церкви, на современном этапе цивилизации очень тесная. Вот возьмите например генпрокурора страны....хутор облагородил, дорогу сменил, газопровод  построил...а все ради молитвы, ради женского монастыря. Каждый может воскликнуть "накрали и откупаются"...а кто реально с веником способен город подмести или убрать бизнес на здоровье с табуном аптекарей и псевдолекарей...только народ, потому что это  "на совести человеческой". Кто знает что будет завтра и как оно может обернуться в равной степени и для обывателя и для кошелька. Думаю сейчас важнее морально быть чище каждому человеку, а не заботиться очередным приступом "незалежности"...особенно в Церкви. Да, пусть это общественная организация...но люди идут в Храм Божий и обретают тепло души, а какие там купола, на чьи деньги  и есть ли они - это мелочи для человека сохраняющего гармонию с Богом, поверьте на слово....

Ответ на от MOYSHA

"важнее морально быть чище каждому человеку, а не заботиться очередным приступом "незалежности"...особенно в Церкви. Да, пусть это общественная организация...но люди идут в Храм Божий и обретают тепло души, а какие там купола, на чьи деньги  и есть ли они - это мелочи для человека сохраняющего гармонию с Богом, поверьте на слово..." - Поддерживаю.

Нобелевские лауреаты люди, конечно, авторитетнейшие, никто и не спорит, но есть люди и постарше и поавторитетнее. Удивились? Не стоит удивляться - я говорю о тех, кто выбирает/назначает этих самых нобелевских лауреатов, это Нобелевский комитет. Смотреть весь ролик до конца я не стал - смысл, в общем-то, очевиден - но вот мнение членов Нобелевского комитета, как можно понять из названия ролика, в нём не отражено. Пробел в аргументации. Нет завершённости.

Думаю, что мой соратник Корниенко здесь согласится со мной - надо быть честным в дискуссии до конца: не стоит замалчивать ещё и такой серьёзнейший аргумент, который привёл Никита Сергеевич Хрущёв. После полёта Юрия Гагарина в космос Хрущёв сообщил, что Гагарин, когда был в космосе, Бога там не видел, а, значит, Бога нет.

Мы с Корниенко, конечно, сдаваться не собираемся, но вот чем крыть аргумент Никиты Сергеевича, я просто не знаю. Теперь опасаюсь, что Хрущёв и с того света будет вместе с нобелиатами вербовать пополнение в ряды атеистов.

Аргументы же стороны, оппонирующей Антипропаганде2, общеизвестны. А решение каждый принимает сам.

Ответ на от Dick Traveller

Діку, на то ми й соратники, щоб підсобляти один одному. «Сократ мой друг, но истина дороже». В  святій боротьбі з атеїстами в першу чергу  слід би звернутися за допомогою до отців – творців «світлого майбуття для всіх». Так І. Сталін 21.12. 1952 писав: «Маркс говорил, что религия - это опиум для народа. Таким образом Маркс отнял у людей совесть. Человек без совести не знает ответственности перед Богом. Я, ваш вождь Сталин, хорошо разбираюсь в религии, ведь я, как вы знаете учился в грузинской семинарии. Но с помощью Маркса и Ленина я освободил себя от совести … Нужно сделать смешным сексуальное воздержание. Сексуальная распущенность сделает западного человека расслабленным».

Ленін: «Католический священник, насилующий девушку, менее опасен, чем священник с  «идеями», проповедующий Бога, поскольку прогнать первого ничего не стоит, второго же- в тысячу раз труднее…, Я личный враг Бога. Я скорее приму миллионера или капиталиста, отрицающего Бога, чем крестьянина или рабочего, Бога принимающих».

Бухарін, соратник Леніна доповнює: «Нужно уничтожить христианскую любовь к ближнему, как наиопаснейшего нашего врага, это -  средство завоевания мира».

З ним згоден і Гітлер: « Вместо ученья о Божественном  Искупителе я предлагаю ученье о Фюрере, избавляющем верующих от груза свободного вибора».

По підрахункам Червоного Хреста, тільки в СРСР марксиський  гуманізм відібрав життя у 49  мілліонів людей ( без жертв  останньої  Світ. Війн).

Далеко не повна відбірка мною зроблена з брошури - Все думают одно и тоже Бог существует. Видана Івано – Франківським теологічно – катехитичним духовним інститутом, і є в моїй бібліотеці. Завершу словами А. Енштейна засновника теорії відносності: « Каждый серьезний естествоиспытатель должен быть каким то образом человеком религиозным…».

 

Попи-бандити або рейдери в чорних сукнях.

Горою на захист свого батюшки стали мешканці села Попільня, що на Житомирщині.

За їхніми словами, керівництво несправедливо відсторонило отця Сергія Українця від служби у церкві, а на його місце прислали нового священика. Люди не прийняли нового отця і тепер їх не пускають до церкви.

Крім того, після приїзду телевізійників, сімох прихожан відлучили від церкви. Людям пояснили: це означає, що церковники прокляли їх рід до п’ятого коліна.

Щоб закликати людей до покірності у Попільню приїхали священнослужителі з сусідніх районів на чолі з секретарем Житомирської єпархії архімандритом Олексієм (Овсянніковим).

Проте з прихожанами святі отці спілкуватися не схотіли. Проігнорувавши волю громади, церковники зайшли до церкви. Молодики кремезної статури, яких вони привезли із собою, зірвали замки з дверей і, відтіснивши людей, розчистили священнослужителям прохід. Селян, що зібралися під дверима, в середину не пускали. Ці ж самі молодики перешкоджали роботі журналістів - намагалися вирвати мікрофон і не пустити у храм.

Напередодні людям пояснили, що отця Сергія Українця звільнили за те, що він не зміг за 10 років збудувати церкву.

Втім люди у це не вірять. Вони переконують, їхній батюшка робив усе можливе, щоб пришвидшити будівництво - нарівні з прихожанами мішав цемент, переносив бетонні сваї і заливав фундамент. А звільнили його за те, що він був не вигідним керівництву.

За словами людей, раніше дуже мало селян відвідувало церкву. Останній батюшка, що тут служив, був алкоголіком і часто ночував на лавці під церквою. Коли ж у Попільню приїхав отець Сергій Українець і почав самотужки розбудовувати храм, народ пішов на служби.

Прихожани кажуть, у їхньому храмі ніколи не було «прейскуранта» на церковні послуги. Якщо у людини не було можливості дати щось на церкву, батюшка святив, хрестив і відспівував усіх безкоштовно, нікому ніколи не відмовив. Сам живе на орендованій квартирі з двома дітьми, власне житло будує вже 10 років.

Докладніше: http://www.zhitomir.info/news_125564.html